Как страх и злость помогают нам на работе

Нам привычно думать, что негативные эмоции, такие как страх или злость, отрицательно влияют на наше психологическое благополучие и эффективность. Люди стараются избегать стрессов и подавляют негативные эмоции (почему это может быть плохо, я писала в одной из предыдущих статей). Однако в некоторых ситуациях переживание негативных эмоций способно привести к положительным результатам.
Продакт-менеджер мотивационных и личностных опросников
Мария Журавлева
Страх и злость — эмоции, которые мы испытываем, когда сталкиваемся с опасностью. Если источник опасности не ясен и недоступен нашему контролю, мы, как правило, чувствуем страх, если же наоборот, причина опасности понятна, и мы чувствуем в себе силы с ней бороться — возникает злость. Основная функция страха — заставить вас любым способом избежать опасности (чаще всего с помощью стратегий «беги» или «замри»). Злость побуждает, наоборот, давать сдачи и нападать в ответ. Общепринятая точка зрения состоит в том, что страх побуждает сотрудников бездействовать или «тихо увольняться», а злость ведет к девиантному (отклоняющемуся) или контрпродуктивному поведению. Однако на самом деле в некоторых ситуациях страх и злость могут мотивировать сотрудников быть проактивными.

Проактивность — готовность действовать с целью изменения ситуации или своего поведения. Она часто включает в себя открытое высказывание своего мнения на работе, внесение предложений и инициатив, запрос обратной связи. Чтобы действовать проактивно в состоянии испуга или злости, нужны три основные вещи:

1. Энергия для достижения цели
Страх и злость хороши для совершения проактивных действий, так как они вызывают прилив энергии и состояние сильного возбуждения.

2. Понимание важности цели («Зачем я это делаю?»)
Действовать проактивно в состоянии испуга помогает четкое понимание ограничений (что бежать некуда) – оно перенаправляет энергию с мыслей о бегстве на проактивные действия. Например, в ситуации финансовой нестабильности, когда вакантных рабочих мест немного, люди склонны увеличивать свою работоспособность, стараясь удержаться на текущей работе. Также положительно влияет чувство ответственности за ситуацию («кто, если не я»). Если сотрудник чувствует, что только он способен повлиять на ситуацию, стремление к бегству с высокой вероятностью сменится проактивным поведением. К примеру, руководители чаще всего действуют проактивно, несмотря на страхи и сомнения, так как чувствуют свою персональную ответственность за команду или проект в целом.

Вероятность, что гнев приведет к проактивному поведению, выше у тех работников, кто сильно привержен своей организации и готов прикладывать усилия ради ее блага. Тоже самое с работниками, обладающими высокой социальной мотивацией (желанием работать на благо общества). В данной ситуации желание принести пользу обществу или организации пересиливает желание повести себя агрессивно по отношению к обидчику.

3. Чувство контроля над ситуацией («Я могу это сделать»)
Контроль над ситуацией в состоянии гнева или испуга может вернуть поддержка коллег и руководителя (которые могут помочь повысить уверенность в своих силах), а также владение навыками эмоциональной регуляции, которые помогают по-другому посмотреть на событие, вызвавшее эмоцию, и выбрать более адаптивную стратегию поведения. Исследования показывают, что навык управления своими эмоциями можно развивать. Опросник эмоционального интеллекта REACT может помочь оценить уровень эмоционального интеллекта ваших сотрудников и получить подробные рекомендации по развитию его составляющих.
Авторы
  • Мария Журавлева
    Продакт-менеджер мотивационных и личностных опросников