В чем причины такого поведения? Согласно теории морального лицензирования, люди, совершающие моральные и этичные поступки, могут впоследствии демонстрировать сомнительное поведение. Например, совершение полезных для окружающей среды поступков в прошлом может служить основой присваивания себе права на воровство, измену или ложь (Mazar & Zhong, 2010). Основа этого эффекта в том, что мы обычно считаем себя положительными персонажами и склонны с помощью различных механизмов создавать для себя свидетельства этой положительности. Причем, не только за счет совершенных хороших поступков и преувеличения их значимости, но и их планирования или намерения совершить, или даже отказа от предосудительных или преуменьшения их последствий. Не всегда наши намерения переходят в действия, но, когда мы оцениваем себя — они выходят на первый план. Даже планирование «добрых дел» может давать нам лицензию на нечто предосудительное. Например, идущий на тренировку человек склонен съесть что-то вредное даже больше, чем уже завершивший (Fishbach & Dhar, 2005). В итоге чаша весов, на которой лежит все сделанное (или нет) нами хорошее и не сделанное плохое, явно перевешивает чашу совершенных негативных поступков, на которую «нет ничего страшного в том, чтобы положить что-то».
В организации такой эффект может приводить к различным межличностным контрпродуктивным проявлениям в поведении сотрудников — конфликтам, снижению качества выполнения задач или даже стремлению «восстановить справедливость» и т.д.:
- «Я достаточно времени был добрым ко всем, чтобы позволить себе резкие высказывания в отношении коллег»
- «Я принес компании столько денег, что нет ничего страшного в том, что я заберу домой пачку бумаги, это же копейки»
- «Я по своей инициативе столько времени потратил на участие в чужих проектах, что имею право и отдохнуть денек, сказавшись больным»
- «Я три месяца не употреблял алкоголь, эта заслуга позволяет мне сегодня выпить и завтра прийти на работу попозже, когда пройдет похмелье»
- «Я завершил такой крутой проект, что могу…»
- «Я столько лет помогал своему руководителю добиваться успехов, что в праве…»
Наличие этого эффекта подсвечивает области для дальнейшего развития теорий, подчеркивающих последовательность в поведении человека, его склонность вести себя таким же образом, как и ранее. Ведь несмотря на то, что прошлое поведение служит неплохим предиктором поведения в будущем, свидетельств, подтверждающих эффект морального лицензирования в различных сферах, немало.
Учитывать этот эффект в подборе и управлении персоналом помогает наш
опросник благонадежности Integrity Profile. В нем мы измеряем общую склонность участника к контрпродуктивному поведению. Чем она выше — тем выше риск возникновения негативных последствий для организации или ее членов, источником которых может быть конкретный кандидат или сотрудник (для них, кстати, мы еще оцениваем и факторы рабочей среды, которые могут этот риск усилить). А предупрежден — значит вооружен.