Компетенция состоит из индикаторов - поведения, в котором проявляется освоение компетенции. Ниже вы увидите рекомендации по каждому индикатору компетенции. Рекомендации даны в двух версиях: если вы только начинаете свой путь или хотите освоить компетенцию в совершенстве. В конце приведены наиболее полезные книги и онлайн-ресурсы, которые поддержат ваше развитие.
Доносит информацию в ясной, понятной, доступной для других форме
Начать освоение компетенции
Когда информация представлена ясно и понятно, это облегчает ее понимание для других. Это помогает избежать недоразумений и неправильного толкования. В коммуникации по рабочим вопросам важно в каждом случае понимать цель коммуникации, особенности адресата и желаемую реакцию. Формулируйте их для себя перед началом общения.
Чтобы информацию было легко воспринимать и правильно интерпретировать, она должна быть структурирована. Необходимо выделить главные мысли своего сообщения, выстроить последовательность их изложения и определить нужную степень детализации. Изучите методы и техники эффективного структурирования информации: принцип МЕСЕ, пирамида Минто и другие.
Освоить компетенцию в совершенстве
Ясное и понятное изложение информации способствует улучшению общей коммуникации в организации. Это помогает установить более открытое и продуктивное общение между сотрудниками. Перед тем как ответить на вопрос или выразить свое отношение к мнению собеседника, кратко резюмируйте его слова, стремитесь отразить не только мысли человека, но и его чувства.
Проанализируйте типичный для вас стиль коммуникации и оцените, в каких ситуациях он уместен, а в каких может ограничивать эффективность. Адаптируйте свой стиль к конкретным задачам. Это повысит вашу способность к эффективному общению и взаимодействию с другими людьми.
Готовит ясные и содержательные документы, письменную коммуникацию
Начать освоение компетенции
Четкие и хорошо структурированные документы помогают читателям быстро понять представленную информацию. Заранее решите, какие ключевые мысли вы хотите донести до собеседника. Определите основные части вашего сообщения, не нарушающие логику изложения информации.
Главная мысль в любом документе должна быть самой акцентной. Так вы сможете быстрее привлечь внимание читателя к самому главному смыслу, ради которого и создавался документ.
В письменной коммуникации важна грамотность. При необходимости освежите в памяти правила русского языка, сведите к минимуму орфографические и пунктуационные ошибки. Старайтесь писать важные документы при помощи программ, у которых есть встроенная проверка орфографии.
Освоить компетенцию в совершенстве
Ясно изложенные документы позволяют быстрее принимать решения и выполнять задачи. Для демонстрации количественной информации используйте диаграммы. Изучите разные типы диаграмм и рекомендации по их использованию, чтобы применять их грамотно.
Для визуализации данных используйте таблицы. Все цифры выровняйте по правому краю, за исключением выравнивания чисел, которые предполагают сравнение. Выделяйте сравниваемые показатели другим цветом.
Изучайте поступающие к вам документы и письма. Что в них способствует ясному восприятию информации, а что препятствует? Перенимайте методы, позволяющие доступно донести информацию.
Стремится говорить с собеседником на его языке
Начать освоение компетенции
Когда вы говорите на языке собеседника, он легче понимает вас, и наоборот. Это уменьшает вероятность недоразумений и повышает эффективность общения. Используйте слова, которые точно будут понятны собеседнику, применяйте специальные термины и жаргонизмы, только если нельзя обойтись без них.
Стремитесь строить простые предложения. Мысль звучит понятно, когда её можно выразить без сложноподчиненной структуры, большого количество причастных оборотов, вводных слов и т. д.
Обратите внимание на то, какие слова использует ваш собеседник, с какой скоростью говорит. Используйте в разговоре именно эти слова, а не их синонимы, по возможности придерживаясь комфортной для собеседника скорости речи.
Освоить компетенцию в совершенстве
Говоря на языке собеседника, вы показываете свою заинтересованность в нем и желание наладить отношения. Это создает положительное впечатление и способствует укреплению деловых отношений. Попробуйте уловить настрой собеседника, понять, что тревожит его именно сейчас. Учитывайте состояние человека, чтобы лучше понимать «Что?» и «Как?» нужно говорить.
Регулярно получайте обратную связь от собеседника — уточняйте, правильно ли он вас понял, понятно ли вы излагаете мысль.
Говорить на одном языке — это, в том числе, быть честным и порядочным со своим собеседником. Говорите прямо, но не забывая про чувство такта.
Павел Безручко. Без воды
Лари Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно.