Ясная коммуникация
Компетенция состоит из индикаторов - поведения, в котором проявляется освоение компетенции. Ниже вы увидите рекомендации по каждому индикатору компетенции. Рекомендации даны в двух версиях: если вы только начинаете свой путь или хотите освоить компетенцию в совершенстве. В конце приведены наиболее полезные книги и онлайн-ресурсы, которые поддержат ваше развитие.
Доносит информацию в ясной, понятной, доступной для других форме
Начать освоение компетенции
  • Когда информация представлена ясно и понятно, это облегчает ее понимание для других. Это помогает избежать недоразумений и неправильного толкования. В коммуникации по рабочим вопросам важно в каждом случае понимать цель коммуникации, особенности адресата и желаемую реакцию. Формулируйте их для себя перед началом общения.
  • Чтобы информацию было легко воспринимать и правильно интерпретировать, она должна быть структурирована. Необходимо выделить главные мысли своего сообщения, выстроить последовательность их изложения и определить нужную степень детализации. Изучите методы и техники эффективного структурирования информации: принцип МЕСЕ, пирамида Минто и другие.
Освоить компетенцию в совершенстве
  • Ясное и понятное изложение информации способствует улучшению общей коммуникации в организации. Это помогает установить более открытое и продуктивное общение между сотрудниками. Перед тем как ответить на вопрос или выразить свое отношение к мнению собеседника, кратко резюмируйте его слова, стремитесь отразить не только мысли человека, но и его чувства.
  • Проанализируйте типичный для вас стиль коммуникации и оцените, в каких ситуациях он уместен, а в каких может ограничивать эффективность. Адаптируйте свой стиль к конкретным задачам. Это повысит вашу способность к эффективному общению и взаимодействию с другими людьми.
Готовит ясные и содержательные документы, письменную коммуникацию
Начать освоение компетенции
  • Четкие и хорошо структурированные документы помогают читателям быстро понять представленную информацию. Заранее решите, какие ключевые мысли вы хотите донести до собеседника. Определите основные части вашего сообщения, не нарушающие логику изложения информации.
  • Главная мысль в любом документе должна быть самой акцентной. Так вы сможете быстрее привлечь внимание читателя к самому главному смыслу, ради которого и создавался документ.
  • В письменной коммуникации важна грамотность. При необходимости освежите в памяти правила русского языка, сведите к минимуму орфографические и пунктуационные ошибки. Старайтесь писать важные документы при помощи программ, у которых есть встроенная проверка орфографии.
Освоить компетенцию в совершенстве
  • Ясно изложенные документы позволяют быстрее принимать решения и выполнять задачи. Для демонстрации количественной информации используйте диаграммы. Изучите разные типы диаграмм и рекомендации по их использованию, чтобы применять их грамотно.
  • Для визуализации данных используйте таблицы. Все цифры выровняйте по правому краю, за исключением выравнивания чисел, которые предполагают сравнение. Выделяйте сравниваемые показатели другим цветом.
  • Изучайте поступающие к вам документы и письма. Что в них способствует ясному восприятию информации, а что препятствует? Перенимайте методы, позволяющие доступно донести информацию.
Стремится говорить с собеседником на его языке
Начать освоение компетенции
  • Когда вы говорите на языке собеседника, он легче понимает вас, и наоборот. Это уменьшает вероятность недоразумений и повышает эффективность общения. Используйте слова, которые точно будут понятны собеседнику, применяйте специальные термины и жаргонизмы, только если нельзя обойтись без них.
  • Стремитесь строить простые предложения. Мысль звучит понятно, когда её можно выразить без сложноподчиненной структуры, большого количество причастных оборотов, вводных слов и т. д.
  • Обратите внимание на то, какие слова использует ваш собеседник, с какой скоростью говорит. Используйте в разговоре именно эти слова, а не их синонимы, по возможности придерживаясь комфортной для собеседника скорости речи.
Освоить компетенцию в совершенстве
  • Говоря на языке собеседника, вы показываете свою заинтересованность в нем и желание наладить отношения. Это создает положительное впечатление и способствует укреплению деловых отношений. Попробуйте уловить настрой собеседника, понять, что тревожит его именно сейчас. Учитывайте состояние человека, чтобы лучше понимать «Что?» и «Как?» нужно говорить.
  • Регулярно получайте обратную связь от собеседника — уточняйте, правильно ли он вас понял, понятно ли вы излагаете мысль.
  • Говорить на одном языке — это, в том числе, быть честным и порядочным со своим собеседником. Говорите прямо, но не забывая про чувство такта.
Павел Безручко.
Без воды
Лари Кинг.
Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно.
Альпина Бизнес Букс.
Эффективное деловое общение.
Счетная палата России.
Письменная коммуникация
Максим Ильяхов. Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов
Книги
Павел Безручко.
Без воды
Альпина Бизнес Букс.
Эффективное деловое общение.
Лари Кинг.
Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно.
Курсы
Максим Ильяхов.
Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов
Счетная палата России.
Письменная коммуникация