Человек с высоким уровнем критического мышления: что это значит и какой он?

Критическое мышление (КМ) описывается как одна из наиболее значимых метакомпетенций, позволяющих принимать взвешенные решения и на работе, и в повседневной жизни. Иногда КМ отмечают одним из важнейших навыков 21 века. Появляются даже отдельные курсы и обучающие программы, направленные только на развитие критического мышления. Но что это такое и почему КМ стало так активно продвигаться и развиваться?
Разработчик тестов в
Digital Assessment ЭКОПСИ
Максим Луцик
Как проявляется критическое мышление?

Характеристики критического мышления

Когда мы слышим или видим словосочетание «критическое мышление», то в целом понимаем, о чем идет речь. Мы сразу представляем, что это нечто противоположное нелогичному, иррациональному мышлению. Но если попытаться точно определить, что же такое КМ, то уже возникают сложности. Скорее нам удается понять общий образ, который стоит за этим словосочетанием, но давайте определим конкретные характеристики такого мышления.
Первая важная характеристика критического мышления состоит в том, что оно активно, направлено на тщательный анализ поступающей информации и отделяет по-настоящему важное от второстепенного. Для этого требуется определенная концентрация, собранность ума и настойчивость в оценке любого своего убеждения или информации (Turan U, 2019).
Вторая важная характеристика — это рациональность такого типа мышления, способность трезво и без эмоций взглянуть на различные факты и информацию. (Stanovich K,2010) Так, если первая характеристика проявляется в пытливости ума, готовности всматриваться в детали и является скорее мотивационной частью КМ, то вторая характеристика позволяет быть более объективным.
Третья характеристика критического мышления — умение мыслить как конкретный навык. Сюда входит умение анализировать, интерпретировать, выстраивать логические связи, формировать собственные суждения на основе отдельных фактов. Критическое мышление является продолжением формальной логики, поэтому оно заимствует ее правила и техники мышления, но переносит их в реальную жизнь (Hendrickson N, 2008).
Таким образом критическое мышление проявляется в готовности перепроверять информацию и углубляться в нее, склонности смотреть на информацию рационально и беспристрастно и в умении анализировать эту информацию, строить логические цепочки и формировать суждения.
Навыки и поведение при высоком уровне критического мышления

А теперь перейдем от характеристик КМ к тому, как оно проявляется в поведении. В начале 90-х годов группа из 43 экспертов — докторов и кандидатов наук из различных сфер: философии, образования, социальных и естественных наук — выделили навыки и установки (Facione P, 2015), которые должны быть присущи человеку с высоким уровнем КМ:
А теперь соотнесем характеристики КМ и поведение человека

1)   Активность критического мышления — человек регулирует процесс своего мышления: сомневается в своих суждениях, не боится опровергать их и постоянно интерпретирует (проясняет) опыт.
2)   Рациональность критического мышления — этот компонент проявляется в стремлении человека достоверно оценивать факты, быть беспристрастным.
3)   Умение мыслить как компонент КМ проявляется в способности: анализировать информацию и выстраивать связи между фактами, выявлять ключевые утверждения и грамотно и точно объяснять ход своих мыслей.

Все это показывает, что критическое мышление — не просто хорошо развитое мышление. Скорее, это прикладной вид мышления, который отвечает за стремление человека и его способность определить истинный ответ на какую-либо реальную проблему путем применения техник и правил мышления (которые перешли в КМ из логики).
Что еще мы знаем о критическом мышлении?

Поделюсь с вами тремя исследованиями, которые помогли мне лучше понять природу и особенности критического мышления:
1.    Критическое мышление и флюидный интеллект

Флюидный интеллект — это часть общего интеллекта, но отражает в большей мере динамичность мышления, его адаптивность. Он проявляется в себя способность человека решать новые нестандартные задачи и включает в себя различные когнитивные операции: индукция, дедукция, классификация, что выглядит достаточно похоже на КМ. Согласно проведенному недавно исследованию (Xing L, 2024), корреляция между флюидным интеллектом и КМ находится на высоком уровне (r=0,62). Их связь проявляется в том, что и при высоком уровне флюидного интеллекта, и при высоком уровне КМ человек способен обновлять информацию: отказываться от старой и принимать новую, а также в его способности тормозить процессы, говоря иначе — не отвлекаться и концентрироваться на проблеме, перепроверять себя и информацию. А вот способность переключаться между различными задачами оказалась прерогативой флюидного интеллекта. КМ же нацелен на более глубокое погружение в проблему.
2.    Критическое мышление vsинтеллект в прогнозировании жизненных событий

В не менее интересном исследовании (Heather B, 2017) ученые предположили, что критическое мышление и интеллект позволяют нам принимать верные решения в жизни и избегать решений, о которых мы будем в дальнейшем сожалеть. Они сформулировали гипотезу, что у людей с высоким уровнем интеллекта и критического мышления в жизни реже возникают негативные события, связанные с поспешными или необдуманными решениями, такими как банкротство, неудачные отношения, сожаления о выборе профессии и другими. Исследователи составили список из 134 вопросов, касающихся таких событий и сначала оценивали, принимал ли решение участник сам, а затем — были ли у этого события какие-то негативные последствия. На выборке в 244 человек было установлено, что результаты по критическому мышлению лучше, чем результаты по шкале интеллекта, предсказывают негативные события в будущем. Так, люди с высоким КМ реже имеют негативные события в жизни (b=0,32), чем люди с высоким уровнем общего интеллекта (b=0,15). Эти результаты показывают, что:

  • люди с высоким КМ и высоким уровнем интеллекта лучше прогнозируют результаты различных жизненных выборов,
  • критическое мышление более практично, чем общий интеллект.
3.    Критическое мышление и эмоциональный интеллект

В серии исследований (Akbari L, 2018; Hülya K, 2018; Murensky C, 2010) было выдвинуто предположение, что раз критическое мышление включает в себя способность мыслить беспристрастно, то люди с высоким КМ должны иметь более высокий уровень эмоционального интеллекта. Они должны уметь дифференцировать свои эмоции, рассматривая их со стороны, и также должны хорошо уметь понимать состояние других людей. Однако связи между этими феноменами не обнаружилось. Можно предположить, что способность отвлечься от своих эмоций не означает их хорошего понимания.
А вот социальный интеллект связан с КМ. Умение понимать социальные ситуации, как способность анализировать мотивы других людей и считывать ситуацию взаимодействия, связано с КМ (b=0,28).  Более того, чем выше способность интерпретировать различные социальные сигналы, тем выше общий уровень критического мышления (Sadique A, 2024). Скорее всего это объясняется общей способностью выделять наиболее релевантную информацию и хорошо интерпретировать суть происходящего.
Итоги

Люди с высоким уровнем КМ способны тщательнее анализировать информацию, мыслить системно, выделять в ситуации главное. Некоторые исследователи, анализируя рынок труда на десятки лет вперед, отмечают, что неизвестно, какие знания, навыки или способности будут необходимы. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что критическое мышление — это фундамент для успешности сотрудников будущего (Diane F, 2007). А для оценки уровня критического мышления подходит наш тест PiF, который покажет не только актуальный уровень КМ, но также даст рекомендации к его развитию.
Литература

  • Akbari L, Naderi A, Arbabisarjou A. (2018). Critical Thinking and Emotional Intelligence Skills and Relationship with Students’ Academic Achievement. Prensa Med Argent 104.
  • Diane F.  (2007). Is Intelligence Critical Thinking? Why We Need a New Definition of Intelligence.
  • Facione, P, (2015). Critical Thinking: What It is and Why it Counts.
  • Heather B., Pentoney, C., & Bong, M. (2017). Predicting Real-World Outcomes: Critical Thinking Ability is a Better Predictor of Life Decisions than Intelligence. Thinking Skills and Creativity V25.
  • Hendrickson N. (2008). Critical Thinking in Intelligence Analysis, International Journal of Intelligence and CounterIntelligence, 21:4, 679-693.
  • Hülya K, Emine Ş, Gönül B. (2018). The relationship between critical thinking and emotional intelligence in nursing students: A longitudinal study. Nurse Education Today V 68.
  • Murensky, C. L. (2000). The relationships between emotional intelligence, personality, critical thinking ability and organizational leadership performance at upper levels of management. The Sciences and Engineering.
  • Sadique A, Fizza N. (2024). Relationship between Social Intelligence and Critical thinking among college students-athletes.
  • Stanovich K and Paula J. (2010). A framework for critical thinking, rational thinking, and intelligence.
  • Turan, U., Fidan, Y., & Yıldıran, C. (2019). Critical Thinking as a Qualified Decision-Making Tool. Journal of History Culture and Art Research, 8(4), 1-18.
  • Xing L, Xiao H. (2024). An account of the relationship between critical thinking and fluid intelligence in considering executive functions. Thinking Skills and Creativity V 52.
Авторы
  • Максим Луцик
    Разработчик тестов в
    Digital Assessment ЭКОПСИ