Термин недели — восприятие участниками (applicant reactions)

Полагаю, многие знают, что такое «очевидная валидность». Это то, в какой мере инструмент оценки соответствует работе, которую будет выполнять участник. Например, у опросников низкая очевидная валидность, потому что человек просто отвечает на вопросы о своем поведении (причем в закрытой форме). Это не очень похоже на рабочий процесс. А у центра оценки — высокая, потому что человек решает задачи, похожие на его будущую работу. Со стороны оценщиков часто звучит: «у этого решения низкая очевидная валидность» — это значит, что участники оценки не поверят в результаты. За низкую очевидную валидность критикуются все проективные и имплицитные методики (процесс оценки недостаточно прозрачен), а также black-box технологии, основанные на ИИ.
Руководитель практики Digital Assessment ЭКОПСИ
Юрий Шатров
Но практика не стоит на месте: сейчас инструменты оценивают не только по очевидной валидности, но по более широкому критерию — восприятию участников. Это то, в какой мере участникам нравится инструмент. В оценке персонала наиболее распространена модель 1996 года, которая разделяет восприятие инструмента участниками на 7 компонентов:
1. Научность
2. Легитимность (инструмент не должен дискриминировать какие-либо группы участников)
3. Возможность для развития (инструмент не должен оставлять ощущение безаппеляционности и «законченности» результатов)
4. Межличностный контакт (оценка человеком нравится больше, чем оценка машиной)
5. Очевидная валидность
6. Распространенность
7. Приватность (нет слишком личных вопросов)

Рейтинг одобрения участниками инструментов оценки согласно метаанализу 2010 года (1 — минимальная оценка, 6 — максимальная):
— Моделирующие упражнения: 5,38
— Интервью: 5,22
— Оценка по резюме: 4,97
— Тесты способностей: 4,59
— Проверка рекомендаций: 4,36
— Биографические опросники: 4,28
— Личностные опросники: 4,0
— Тесты благонадежности: 3,69
— Графология: 2,33
Авторы
Юрий Шатров
Руководитель практики
Digital Assessment ЭКОПСИ