Как измерить харизму: научный взгляд

Исследователи из Университета Торонто разработали первый опросник измерения харизмы (The General Charisma Inventory, GCI). Он состоит из 6 простых вопросов, начинающихся с фразы «Я человек, который…» ("I am someone who…"):
1
Находится в центре внимания других людей (Has a presence in a room).
2
Способен влиять на других людей (Has the ability to influence people).
3
Знает, как вести за собой других людей (Knows how to lead a group).
4
Делает так, чтобы другим людям было комфортно с ним (Makes people feel comfortable).
5
Всегда улыбается другим людям (Smiles at people often).
6
Может наладить отношения с кем угодно (Can get along with anyone).
Первые три вопроса относятся к способности влиять на других, вторая тройка отражает приветливость человека. Харизматичный человек способен влиять на других и дружелюбен в общении.

Опросник был разработан в несколько этапов. Сначала исследовали опросили более ста американцев, какими характеристики отличаются харизматичные люди. В результате получился избыточный список характеристик. Далее этот список прошёл дополнительную проверку – добровольцы оценивали, какие характеристики в наибольшей мере связаны с харизматичностью. На наиболее "валидные" характеристики было разработано по одному пункту (вопросу) теста.

Последующие исследования подтвердили высокое качество опросника:
― Люди, набравшие высокие баллы по Харизме, получают более высокие рейтинги симпатии со стороны других людей.
― Люди с высокими баллами по Харизме воспринимаются другими как более убедительные. Даже если они используют слабую аргументацию. Нюанс: высокая Приветливость связана с убедительностью женщин, но не мужчин. Исследователи считают, что причина в гендерных стереотипах.
Интересно, что Харизма оказалась не связана с интеллектом. Люди, набравшие высокий балл по опроснику, могут иметь низкий результат в тесте интеллекта.
Важно: опросник в данный момент нельзя использовать в российских практиках подбора и оценка персонала:
1. Его легко обмануть. Он был создан для применения в исследованиях, где у людей нет смысла врать относительно своей способности влиять на других и уровня дружелюбия.
2. Он не прошёл адаптацию на российских компаниях. Может оказаться так, что в России другие представления о харизме и зарубежная версия опросника нуждается в серьёзной корректировке.

Тем не менее, вопросы опросника можно попробовать использовать в оценке 360 градусов. Харизма как очень "социальное" качество должно хорошо измеряться с помощью этого инструмента.
В HR-практике сложно измеряемые качества зачастую оцениваются экспертами. Компетенции и ценности "межкультурная восприимчивость", "формирование имиджа компании", "справедливость во взаимодействии с коллегами" и др. – измеряются в специально разработанных интервью и моделирующих упражнениях. У специалистов по оценке не остаётся выбора, т.к. формализованных (психометрических) инструментов оценки этих компетенций нет. Исследование показало, что такая экспертная оценка может дополняться объективными методами – личностными опросниками.

Юрий Шатров
Эксперт по технологиям оценки потенциала
shatrov@ecopsy.ru