Связь внутренней и внешней мотивации
Общепринятая точка зрения состоит в том, что внешняя мотивация (награды, похвала или санкции) может понижать внутреннюю, делая ее более контролируемой. Это явление называют «эффектом подрыва»
(undermining effect, crowding effect). В краткосрочной перспективе мотивация к выполнению определенного действия может повыситься, однако в долгосрочной –
длительная работа в отсутствие внутренней мотивации наоборот приведет к потере вовлеченности, удовлетворенности и выгоранию. Это происходит из-за того, что потребности человека в автономии и компетентности (двух из трех самых важных факторов внутренней мотивации) фрустрируются (не удовлетворяются). В итоге человек перестает верить в себя, в свои собственные компетенции и навыки, в то, что он может свободно и независимо действовать.
Однако этот эффект работает не всегда. В некоторых ситуациях внешняя мотивация не оказывает негативного влияния на внутреннюю, и даже наоборот помогает повышать результативность. Это
происходит, если переменная часть оплаты труда (бонусы, премии) или похвала:
- не зависят прямо от текущих результатов человека;
- даются неожиданно;
- предоставляются в виде обратной связи о проявленных компетенциях человека («ты отлично проявил свои презентационные навыки сегодня на встрече»), а не в виде инструмента контроля («Я доволен, что ты сделал эту работу»);
Кроме того, внешние мотиваторы лучше работают, когда нужно повлиять на количественные показатели деятельности, а не на ее
качество, или повысить мотивацию к выполнению
неинтересных задач. При этом мотивацию к выполнению интересных и сложных задач они все-таки будут снижать. Например, есть исследования, показывающие, что
результативность преподавателей не повышается от введения премий за успехи их студентов, как и эффективность врачей не растет, если они получают надбавки за процент
выздоровевших пациентов. Дело в том, что включение внешних стимулов сильно сужает фокус восприятия, направляя все внимание сотрудника на достижение желаемого показателя (иногда во вред качеству деятельности).
Таким образом, у специалистов, выполняющих работу, требующую личной вовлеченности, креативности и высокой интеллектуальной нагрузки, лучше формировать и поддерживать внутреннюю мотивацию, с осторожностью используя внешние стимулы. Зато в специальностях, где необходимо регулировать выполнение как можно большего количества стереотипных и простых действий, внешние награды принесут больше пользы, хотя и не без своих минусов в долгосрочной перспективе (снижение креативности, рост уровня выгорания и риск контрпродуктивного поведения).