Современные исследования эмоционального интеллекта: новое понимание и оценка

В этой статье мы обратим внимание на несколько актуальных и новаторских исследований в области эмоционального интеллекта. Недавно были предложены концепция метаэмоционального интеллекта и новый компонент эмоционального интеллекта. Также рассмотрим методы их оценки. Но перед этим коснемся самого феномена — кратко рассмотрим определение и подходы к пониманию эмоционального интеллекта.

Юлия Жданова
Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала.
Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) была предложена в 1990 году учеными Джоном Майером и Питером Саловеем. С течением времени область исследования значительно расширилась, а число научных работ увеличилось. Интерес к навыкам ЭИ также сохранился и в профессиональной среде.
● Согласно отчету Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест 2023», качества, связанные с ЭИ, высоко ценятся компаниями и будут таковыми в течение следующих нескольких лет.
● Сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом более удовлетворены работой и эффективнее разрешают конфликты с коллегами (Miao et al., 2016; Schlaerth et al., 2013). Ряд исследований показывает, что ЭИ положительно связан с производительностью труда (O'Boyle Jr et al., 2011).
Что такое ЭИ?

Это способность понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать и влиять на эмоции других людей. Все ключевые компоненты ЭИ включены в модель, применяемой в опроснике эмоционального интеллекта REACT. Подробнее рассмотрим ее составляющие:
  • Эмоциональная осознанность: понимание своих эмоций, причин их возникновения, умение описать их словами.
  • Понимание эмоций других людей: понимание чужих эмоций, их причин и возможных последствий.
  • Управление эмоциями: умение справляться с эмоциями, не соответствующими рабочему контексту.
  • Влияние на эмоции других людей: управление чувством истощения, желанием заниматься чем-то другим.
Как в научной литературе понимают ЭИ?


Многочисленные теоретические работы можно разделить на три подхода.

Согласно первому подходу, ЭИ — это набор устойчивых характеристик личности, которые определяют поведение, связанное с эмоциями (Petrides & Furnham, 2001). Измерения проводятся через самоотчеты.

Второй подход рассматривает ЭИ как набор навыков (Mayer et al., 2004). Исследования в этом подходе измеряют ЭИ с помощью тестов способностей, оценивающих каждый аспект (распознавание эмоций, понимание и управление ими). Как правило, подобные тесты включают сет фотографий с лицами, отражающими различные эмоции, а также вербальные задания. Инструкции могут быть разными: определить эмоцию, оценить ее выраженность, выбрать ситуацию, которая может привести к определенной эмоции и многое другое.

Третий подход называют смешанным — модели ЭИ включают и когнитивные способности и личностные черты (Goleman et al., 2013). Для их оценки используются самоотчеты и тесты способностей.

В целом, вопрос о природе ЭИ остается открытым. Современные исследования продолжают искать наилучшее решение, тестируя более сложные и интегративные модели.
Метаэмоциональный интеллект

Одним из таких решений является концепция метаэмоционального интеллекта (МЭИ) от А. Д'Амико и А. Джерачи (2023). Он представлен компонентами:
● Эмоциональные способности;
● Метаэмоциональные процессы.

Выделяется три метакогнитивных процесса:
  1. Метаэмоциональное знание (осознание своих эмоциональных способностей);
  2. Метакогнитивная самооценка (способность точно оценивать свою эмоциональную эффективность);
  3. Метаэмоциональные убеждения (убеждения индивидуумов о природе, возможностях понимания, регулирования и полезности эмоций).

Авторы ссылаются на то, что убеждения об эмоциях сильно влияют на процессы их регуляции. Например, люди подавляют эмоции, если это принято в их культуре или является семейной практикой. Поэтому важно оценивать убеждения, с ними связанные.

Для измерения МЭИ, авторы вводят тест IE-ACCME, содержащий 4 инструмента:

1) Шкала Мета-эмоциональные убеждения (Meta-Emotional Beliefs). Оценивает общие убеждения о эмоциях. Пример пункта: “Только положительные эмоции помогают справляться с жизненными задачами”.
2) Шкала Эмоциональная Я-концепция (Emotional Self-Concept). Позволяет оценить восприятие своих эмоциональных навыков. Пример пункта: “Я могу определить, какие эмоции соответствуют тем или иным физическим ощущениям”.
3) Тест эмоциональных способностей (The Emotional Abilities Test). Объективный тест навыков.
4) Шкала самооценки по тесту на эмоциональные способности (Self-Rating of Performance). Респонденту предлагается выставить оценки себе от «совсем нехорошо» до «очень хорошо» по заданиям теста эмоциональных способностей.

Расхождение между баллами, полученными в первых двух тестах указывает на то, насколько общие убеждения респондента об эмоциях согласованы с представлениями о его эмоциональных возможностях. А расхождение в баллах по последним двум тестам отражает то, насколько он переоценивает или недооценивает свои текущие эмоциональные способности. Исследователи предполагают, что ложные убеждения могут влиять на процессы принятия решений. Из-за недооценки человек может избегать ситуаций, с которыми у него есть силы справиться, и упускать ценные возможности. А при переоценке — включаться в ситуации, в которых есть угроза для его психики.

Вероятно, МЭИ можно считать более пластичным инструментом по сравнению с другими тестами ЭИ, поскольку он измеряет убеждения респондентов о эмоциях и самооценку своих эмоциональных способностей. Однако это предположение еще предстоит подтвердить на данных. Кроме того, еще одним направлением исследований может стать разработка теста для оценки персонала. Опросник REACT успешно различает сотрудников с разным уровнем ЭИ в зависимости от занимаемой ими должности. Как тест МЭИ справится с такой задачей?
Новый компонент в модели ЭИ

Ученые предложили включать эмоциональную обработку информации в модель ЭИ. М. Фриори и ее коллеги (2022) предлагают модель из двух компонентов:
1) Понимание эмоций (= способность распознавать и интерпретировать эмоции в разных контекстах);
2) Спонтанная обработка информации, связанной с эмоциями.

В этом исследовании 152 участника проходили тесты на распознавание, понимание, управление эмоциями. Это было необходимо для оценки традиционных составляющих ЭИ. Еще оценивался общий интеллект и настроение для контроля побочных переменных. Затем авторы протестировали задание, созданное для оценки нового компонента. В качестве стимульного материала использовались изображения лиц, каждое из которых содержало комбинацию двух различных эмоциональных выражений. Во время испытаний каждый стимул предъявлялся участникам в течение 1000 миллисекунд. Затем на экране отображалось 6 возможных ответов, и участники должны указать, какой из них соответствует ранее увиденному изображению. Временные ограничения в демонстрации стимула вводились для того, чтобы при выборе ответа респондент действовал менее осознанно. Таким образом, задействовались более базовые психические процессы, связанные с памятью и вниманием.

Основная гипотеза: люди с более высоким ЭИ более восприимчивы к эмоциональным сигналам -> у них выше способность быстро различать сложные эмоциональные выражения.

Согласно результатам, все аспекты ЭИ (распознавание, понимание и управление) независимо друг от друга предсказывали точность в задаче на различение эмоций. Причем, распознавание эмоций оказалось самым сильным предиктором точности различения смешанных эмоциональных выражений. Данные поддерживают идею о том, что задание способно измерять компонент ЭИ.

Ключевые выводы:
  • Люди с высоким ЭИ обладают лучшими навыками обработки эмоций, особенно на стадии их восприятия;
  • Исследование предлагает новую составляющую ЭИ — обработку эмоциональной информации, которая охватывает все ключевые аспекты ЭИ.
Заключение

Итак, существует множество различных подходов к исследованию эмоционального интеллекта, и развитие концепций, таких как метаэмоциональный интеллект, отражает тенденцию к интеграции и усложнению существующих теорий. Мы переходим от простой оценки черт и способностей к анализу убеждений, связанных с эмоциями, а также к оценке взгляда индивидов на их эмоциональные способности. Новый компонент эмоционального интеллекта — обработка эмоциональной информации — обладает преимуществом за счет того, что касается более базовых психических процессов, минимизируя расхождение между реальным поведением человека и его ответами.

Новые меры пока что нуждаются в проверке на различных выборках, доработке и адаптации к реальным условиям. Так, тест для оценки метаэмоционального интеллекта включает более 100 заданий, тогда как широко применяемые в практике опросники требуют меньших ресурсов. К примеру, опросник REACT охватывает все необходимые аспекты ЭИ, а прохождение занимает всего 15 минут.
Литература

  • D'Amico, A., & Geraci, A. (2023). Beyond emotional intelligence: The new construct of meta-emotional intelligence. Frontiers in psychology, 14, 1096663.
  • Fiori, M., Udayar, S., and Vesely Maillefer, A. (2022). Emotion information processing as a new component of emotional intelligence: theoretical framework and empirical evidence. Eur. J. Pers. 36, 245–264. doi: 10.1177/08902070211007672
  • Goleman, D., Boyatzis, R., & McKee, A. (2013). Primal leadership, with a new preface by the authors: Unleashing the power of emotional intelligence. Harvard Business Review Press.
  • Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: Theory, findings, and implication. Psychological Inquiry, 2004, 15(3), 197–215.
  • Miao, C., Humphrey, R. H., & Qian, S. (2016). Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects. Personality and Individual Differences, 102, 13-24.
  • O'Boyle Jr, E. H., Humphrey, R. H., Pollack, J. M., Hawver, T. H., & Story, P. A. (2011). The relation between emotional intelligence and job performance: A meta‐analysis. Journal of Organizational Behavior, 32(5), 788-818.
  • Petrides, K. V., and Furnham, A. (2001). Trait emotional intelligence: psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. Eur. J. Pers. 15, 425–448. doi: 10.1002/per.416
  • Schlaerth, A., Ensari, N., & Christian, J. (2013). A meta-analytical review of the relationship between emotional intelligence and leaders’ constructive conflict management. Group processes & intergroup relations, 16(1), 126-136.
Авторы
  • Юлия Жданова
    Разработчик тестов.

    Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала.