Цифровой след оценивает человека по его уникальному набору действий в Интернете, в частности, по поведению в социальных сетях.
В 2015-2017 годах эта технология была самой хайповой в оценке. В этот период вышло множество статей от Михала Косински — исследователя, который собрал данные о 6 миллионах пользователей Фейсбука. Косински обещал на основе лайков человека предсказать его личностные черты и мотивацию. Примерно тогда же было анонсировано много технологий, которые обещали оценку по цифровому следу:
Crystal Knows, IBM Watson, DeeperSence (сейчас Humantic),
HoganX в партнёрстве с
Receptiviti, The Social Index. В России о разработке подобных технологий в то же время заявили
Mail.ru Group, Potok, Group Recruit.
Между поведением в социальных сетях и личностными чертами действительно есть связь (
обзор Косински, мета-анализ 2018 года, описание IBM Watson). И как показало
недавнее судебное разбирательство, сторонние компании могут использовать данные социальных сетей для разработки своих сервисов (за рубежом; в России пока неочевидно). Но остаются этические и методические проблемы — человек может по-разному вести себя в социальных сетях и на работе; человек может скрыть свой профиль или вести «социально-желательный» профиль; человек может быть против использования информации, которая кажется ему личной.
На фоне этих сложностей практически все проекты по оценке цифрового следа закрылись или изменили свою бизнес-модель. Последние новости про HoganX были 2 года назад (хотя коллеги показали, что
могут выводить деструкторы из статусов Facebook'а). Crystal Knows и Humantic переориентировались на B2C рынок и предлагают людям узнать личностные черты их партнёров по переговорам. The Social Index также перестал развиваться. На развитие зарубежных продуктов во многом повлиял скандал вокруг Cambridge Analytica (компания работала по политическим заказам и собирала цифровые почерки людей якобы без их согласия). Про цифровой след Mail.ru Group также давно не было слышно.
Цифровой след — слишком сложная и сырая технология для оценки персонала. Наша гипотеза состоит в том, что если оценка по цифровому следу и будет развиваться, то только для государственных структур. (Во много ещё и потому, что это намного больший по сравнению с HR рынок, пересекающийся с маркетингом, политтехнологиями, интересами силовых структур).