9 популярных мифов о выгорании

Разрушаем мифы о синдроме профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания обрастает большим количеством домыслов и неоднозначных утверждений. Мы в ЭКОПСИ каждый год проводим много проектов и исследований, направленных на оценку выгорания и преодоление этого состояния у сотрудников. В этой статье мы развенчиваем самые популярные мифы о синдроме профессионального выгорания.

Мария Перова
Продакт-менеджер опросника выгорания FADE

perova@ecopsy.ru
Популярный миф 1: выгорают чаще всего от рабочего перегруза
Сотрудники устают от большого количества работы, что истощает их ресурсы, которые необходимо восстанавливать периодами отдыха. Неудовлетворённость балансом работы и личной жизни может сильно влиять на эффективность сотрудника, усугублять его состояние и ускорять развитие выгорания. Но причиной выгорания это становится только в сочетании с уверенностью сотрудника, что его работа бессмысленна. Другое дело, что смысл — это субъективное понятие и найти его в работе может только сам сотрудник. Но помочь ему это сделать может организация, HR и его руководитель.
Популярный миф 2: в выгорании сотрудников виноват руководитель
Это часто не так. Лидер любой группы или организации играет роль родительской фигуры для сотрудников. На лидера могут быть направлены различные ожидания, несоответствие которым может провоцировать агрессию и быть причиной разочарования. В таком случае фигура лидера, нацеленного на выполнение задач, может искажаться и даже демонизироваться. Важно отделять, что является источником такого отношения — реальные личностные качества лидера или внутренняя динамика сотрудника или группы. Лучшим способом это определить является оценка выгорания на индивидуальном уровне с последующей беседой.
Популярный миф 3: выгорание неизбежно в современной рабочей культуре
Выгорание — это шкала, градиент. В современных условиях ускоренного темпа жизни и работы стадия напряжения скорее неизбежна, но переход к истощению можно и нужно контролировать.
Популярный миф 4: выгорание это ответственность только сотрудника
Качественное изменение состояния сотрудника действительно невозможно без его желания. Но важную роль в предотвращении этого тяжелого состояния и восстановлении также играют организация, HR и руководитель. Все-таки в психологическом контракте две стороны — сотрудник и компания. Хочет этого работодатель или нет, но вместе со своей энергией, вовлеченностью и готовностью работать сотрудник приносит и свои потребности. От уровня их удовлетворенности будет зависеть его эффективность, мотивация и длительность работы в компании.
Популярный миф 5: выгорание это кратковременный синдром. Все время от времени чувствуют себя выгоревшими


Выгорание — это состояние выраженной усталости и истощения моральных ресурсов человека на фоне длительного стресса на работе. Большинство сотрудников возвращается к своей обычной эффективности через три месяца после начала работы с состоянием, но у трети сотрудников, переживающих выгорание, симптомы могут наблюдаться более полутора лет. Чем раньше удается выявить выгорание, тем выше шансы быстрее с ним справиться[1].
[1] Kristina Glise, Lilian Wiegner & Ingibjörg H. Jonsdottir (2012). Course of mental symptoms in patients with stress-related exhaustion: does sex or age make a difference? BMC Psychology
Популярный миф 6: есть особая категория сотрудников «вовлеченные выгорающие»
Действительно, в HR’е есть убеждение, что есть вовлеченные выгорающие сотрудники — то есть и испытывающие замотивированность, осмысленность работы, и чувствующие истощение. На самом деле эти сотрудники устали, но не выгорели. Вовлеченность и выгорание — это противоречащие друг другу явления. Компоненты выгорания и вовлеченности коррелируют друг с другом на уровне —0,85[2]. Вовлеченный сотрудник видит в своей работе смысл и хочет инвестировать в нее свои силы. Выгоревший сотрудник, наоборот, включает режим «экономии энергии», теряет интерес к работе и отстраняется от нее.
Впрочем, состоянию острого выгорания часто предшествует чрезмерная вовлеченность — острое стремление проявить себя и получить признание. Так люди буквально «сгорают» на работе. Но даже в этом случае вовлеченность и выгорание идут друг за другом, а не проявляются одновременно в человеке.
[2] Cole, M. S., Walter, F., Bedeian, A. G., & O’Boyle, E. H. (2012). Job burnout and employee engagement: A meta-analytic examination of construct proliferation. Journal of management, 38(5), 1550-1581..
Популярный миф 7: самый быстрый способ помочь сотруднику преодолеть выгорание отправить его в отпуск
К сожалению, это не поможет. Но это поможет тем уставшим, но вовлеченным сотрудникам, которых по ошибке зачислили в категорию выгоревших. Уставшие часто переживают состояние истощения. Упрощая, это значит — «я не могу». Выгоревшие переживают еще и чувство отстраненности (от руководителя, команды, компании в целом). Это значит — «я не хочу». Чтобы вернуть выгоревшего сотрудника, компании в первую очередь нужно помочь ему найти смысл в работе. Это делается через доверительный диалог с руководителем или сессию обратной связи после оценки выгорания.
Популярный миф 8: абсентеизм, низкая инициативность, неготовность идти лишнюю милю признаки «тихого увольнения» или выгорания
Не всегда. В одном из наших последних исследований для крупной компании из сферы ритейла (на выборке 1100 менеджеров) мы выяснили, что группа сотрудников с высоким уровнем абсентеизма демонстрирует наименьший уровень выгорания и отстраненности от организации. В данном случае сотрудники используют абсентеизм как копинговую стратегию — таким образом восстанавливают внутреннее ощущение справедливости и остаются в компании.
Популярное мнение 9: выгоревшего сотрудника нужно увольнять
Выгоревшему сотруднику нужно уделить больше внимания и отложить задачи, требующие мобилизации его эмоциональных и физических ресурсов. В одном из наших последних кейсов компания для открытия нового направления выбирала самых потенциальных сотрудников с «горящими глазами». По итогам оценки потенциала (PiF) и выгорания (FADE) оказалось, что в данный момент многие высокопотенциальные сотрудники имеют высокий уровень выгорания. Компания смогла отобрать для ответственной задачи сотрудников, имеющих на это ресурсы, и избежала возможных финансовых потерь от назначения неготовых к новым вызовам сотрудников.
В опроснике выгорания FADE мы оцениваем уровень выгорания, отстраненность от организации и уровень удовлетворенности 8 ключевых потребностей сотрудника, чтобы выявить те причины, которые могут привести или уже привели к выгоранию. В отдельных отчетах сотрудник и руководитель получают подробные рекомендации для улучшения эмоционального состояния сотрудника.

С какими спорными мнениями о выгорании вы сталкивались? Согласны ли вы с нашими выводами? Если нет, то поделитесь своими мыслями и опытом, нам это интересно!
Авторы
  • Мария Перова
    Продакт-менеджер опросника выгорания FADE