Как мотивировать сотрудников:
6 научно доказанных стратегий

Мотивация сотрудников — это существенный фактор роста и развития компании. По данным Gallup, мотивированные сотрудники увеличивают доход компании на 21%. Причем эта закономерность универсальна: она проявляется вне зависимости от отрасли или географического положения компании.
Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала
Юлия Жданова
В мотивации сотрудников заинтересованы обе стороны. Для руководителей — это возможность повысить производительность работы. Для сотрудников — это критерий выбора работодателя. Работники стремятся устроиться туда, где предлагают не только достойную зарплату, но и поддерживают их мотивацию: поощряют достижения, создают условия для карьерного роста и профессионального развития.

Существует немало способов усилить мотивацию сотрудников. Но какие стратегии мотивации работают лучше всего? В этой статье мы отобрали подходы, которые подкрепляются научными доказательствами и статистикой.
Для тех, кто хочет глубже проанализировать свои управленческие подходы, может быть полезен кейс-тест Prime — он позволяет оценить текущие практики работы с командой и получить персональные рекомендации по их развитию.
Постановка целей
Исследование McKinsey показало, что для 72% сотрудников постановка целей является мощным мотиватором. Важно, чтобы цели были измеримы и связаны с более масштабными целями компании. Это приводит к большей производительности, чем абстрактные цели (например, цель “делать все возможное”) или отсутствие целей (Seijts & Latham, 2005). Эти выводы подтверждаются экспериментальным исследованием С. Асмуса и коллег (2015), в котором оценивалось влияние постановки целей на мотивацию работников на промышленном производстве. Производительность оценивалась по количеству, качеству продукции и затратам ресурсов. Согласно результатам, установление четких целей увеличивает производительность работников на 12–15% по сравнению с условиями, когда цели не ставятся.

Вызовы и сложные задачи
Еще один практический метод мотивации сотрудников — ставить перед ними труднодостижимые задачи. Их выполнение позволяет разнообразить рутину и дает возможность доказать себе и другим свою компетентность. Это повышает заинтересованность работой и готовность вкладывать усилия (Velnampy, 2007). К примеру, исследование, проведенное на выборке более 400 сотрудников из 3 компаний показало, что сложность задачи и временные ограничения вызывают положительные эмоции (энтузиазм, удовлетворение от достижений), что косвенно улучшает производительность (Wang et al., 2021).

Регулярная обратная связь
Руководители и сотрудники считают частую обратную связь одним из наиболее сильных факторов мотивации. Через конструктивную обратную связь руководитель показывает, что он заинтересован в улучшении результатов сотрудника. Такое отношение мотивирует сотрудника работать усерднее (Vrancic, 2015). Так, эксперимент Д. Гиамоса и коллег (2024) на выборке из 36 человек позволил выявить различия в воздействии разных источников обратной связи на мотивацию и продуктивность выполнения задач. Было 3 условия: обратная связь предоставлялась через компьютер, человека или отсутствовала. Результаты показали, что наибольшие баллы по вовлеченности в задачу и производительности набирали участники, получающие обратную связь от человека, по сравнению с двумя другими условиями.

Личный интерес и поддержка руководства
Искренний интерес к сотрудникам — их личным событиям, трудностям и карьерным устремлениям — создает атмосферу доверия и повышает рабочую мотивацию (Armstrong, 2012; Bawa, 2017). Не менее значимое влияние оказывает поддержка руководства. Это подтверждается исследованием С. Хекль и М. Реге (2025). В нем участвовало 133 менеджера и 338 сотрудников крупной компании. Половина руководителей прошла обучение поддерживающему менеджменту, где развивался навыки активного слушания и помощи в решении проблем. Как итог — сотрудникиобученных менеджеров показали более высокую вовлеченность и производительность по сравнению с контрольной группой.

Карьерный рост
Карьерный рост и практики, связанные с развитием карьеры, также рассматривается исследованиями как действенный мотиватор (Bai & Liu, 2018; Butt e al., 2015; Chandani et al., 2016). По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter на выборке из 5 тысяч респондентов, карьерные возможности — второй по важности нематериальный мотиватор для 34% российских специалистов.

Признательность за работу
Еще одна стратегия мотивации работников заключается в развитии культуры признательности даже за небольшие улучшения. Согласно данным, благодарность за работу напрямую связана с вовлеченностью вне зависимости от требований к работе и личных ресурсов (Komase et al., 2021). Признание заслуг подталкивает сотрудников к дальнейшему совершенствованию. Есть несколько типов признания: за вклад (идеи и усилия); за просоциальное поведение (навыки коммуникации, командная работа); за влияние на организацию: повышение удовлетворенности клиентов. Руководство организации может разрабатывать, внедрять и поддерживать такие схемы на постоянной основе.

Чтобы подобрать оптимальные способы мотивации сотрудников, используйте опросник мотивации Engage — этот тест оценивает 12 факторов мотивации, включая те, которые были описаны в этой статье. Так Вы сможете лучше понять, что движет Вашими сотрудниками в работе, и правильно выстроить систему поощрения.

Выводы:

  1. Ставьте конкретные и измеримые цели перед сотрудниками, вовлекайте их в этот процесс.
  2. Создавайте сотрудникам интересные и достижимые профессиональные вызовы.
  3. Регулярно давайте сотрудникам конструктивную обратную связь, подчеркивая значимость их вклада.
  4. Проявляйте искренний интерес к жизни и профессиональным интересам сотрудников, оказывая поддержку.
  5. Показывайте сотрудникам реальные возможности продвижения внутри организации
  6. Отмечайте достижения сотрудников, выражая признание за любые позитивные инициативы и улучшения.
  7. Используйте тесты для оценки мотивации, чтобы выстроить эффективную систему поощрений.
Список литературы
  1. Anitha, J. (2014). Determinants of employee engagement and their impact on employee performance. International journal of productivity and performance management, 63(3), 308-323.
  2. Armstrong, M. (2012), A Handbook of Human Resource Management Practice, Kogan Page, London.
  3. Asmus, S., Karl, F., Mohnen, A., & Reinhart, G. (2015). The impact of goal-setting on worker performance-empirical evidence from a real-effort production experiment. Procedia CIRP, 26, 127-132.
  4. Bai, J., & Liu, J. (2018). A study on the influence of career growth on work engagement among new generation employees. Open Journal of Business and Management, 6(02), 300.
  5. Bawa, M. A. (2017). Employee motivation and productivity: a review of literature and implications for management practice. International Journal of Economics, Commerce and Management, 12(3), 662-673.
  6. Butt, M., Hu, P., Shafi, K., & Malik, B. H. (2015). Study of organizational environment, incentives and promotion and its effect on employees motivation. International Journal of Academic Research in Accounting, Finance and Management Sciences, 5(3), 91-99.
  7. Chandani, A., Mehta, M., Mall, A., & Khokhar, V. (2016). Employee engagement: A review paper on factors affecting employee engagement. Indian Journal of Science and Technology, 9(15), 1-7.
  8. Chen, H., Yang, Y., Yang, N., Li, G., & Wang, X. H. F. (2024). Positive effects of leader gratitude expression on employee self-development behaviors: the mediating role of work engagement. Current Psychology, 43(12), 10998-11012.
  9. Giamos, D., Doucet, O., & Léger, P. M. (2024). Continuous performance feedback: investigating the effects of feedback content and feedback sources on performance, motivation to improve performance and task engagement. Journal of Organizational Behavior Management, 44(3), 194-213.
  10. Haeckl, S., & Rege, M. (2025). Effects of supportive leadership behaviors on employee satisfaction, engagement, and performance: An experimental field investigation. Management science, 71(1), 347-365.
  11. Komase, Y., Watanabe, K., Sasaki, N., & Kawakami, N. (2021). The effect of perceived gratitude from others on work engagement: a cross-sectional study. Journal of Occupational and Environmental Medicine, 63(9), e592-e595.
  12. Locke, E. A., & Latham, G. P. (2006). New directions in goal-setting theory. Current directions in psychological science, 15(5), 265-268.
  13. Rich, B. L., Lepine, J. A., & Crawford, E. R. (2010). Job engagement: Antecedents and effects on job performance. Academy of management journal, 53(3), 617-635.
  14. Velnampy, T. (2007). Factors Influencing Motivation: An Empirical Study of Few Selected Sri-Lankan Organizations. Researchgate
  15. Vrancic, I. (2015). And people? Why are Managers’ Cars the Most Important Assets in Every Organization?. Retrieved on April 3, 2017.
  16. Wang, Q., Xia, A., Zhang, W., Cai, Z., Zhang, X., Teng, X., ... & Qian, J. (2021). How challenge demands have offsetting effects on job performance: Through the positive and negative emotions. Frontiers in Psychology, 12, 745413
Автор
  • Юлия Жданова
    Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала