ChatGPT все решит:
как ИИ может ухудшать когнитивные способности?

Инструменты искусственного интеллекта (ИИ) стремительно развиваются, делая жизнь проще и удобнее. Мы охотно перекладываем на ИИ рутинные и сложные задачи, чтобы повысить свою эффективность. Так, согласно исследованию Korn Ferry, почти каждый второй работник использует ИИ в работе. Такой подход позволяет экономить силы и справляться с большими объемами работы. Но какой ценой?
Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала
Юлия Жданова
Далее мы рассмотрим, как частое использование ИИ может притуплять наши когнитивные навыки: память, внимание и мышление. И дадим полезные рекомендации, как не попасть в эту ловушку.

Память. ИИ облегчает доступ к информации, поэтому мы можем прикладывать меньше усилий, чтобы ее запомнить. Например, согласно исследованию Б. Спэрроу и ее коллег (2011), когда мы регулярно полагаемся на внешние носители информации, мы запоминаем не саму информацию, а место, где ее можно найти. Это повышает стресс и усиливает зависимость от технологий — если мы потеряем доступ к гаджету, важные данные могут быть утеряны навсегда.

Рекомендация: делайте заметки от руки. Это уменьшит стресс и улучшит запоминание на 25%.

Внимание и мышление. Привлекательность использования ИИ состоит в том, он дает быструю обратную связь. В этом кроются свои плюсы и минусы. С одной стороны, ИИ может обнаружить все ошибки в нашей работе и подробно рассказать, как их исправить. С другой стороны, в этот момент наше внимание и способность размышлять над задачей остаются незадействованными — и со временем могут даже ухудшаться.

Рекомендация: попробуйте сначала сами проверить и исправить свою работу. К помощи ИИ обращайтесь только после самостоятельной проверки.

Поиск и анализ информации. ИИ удобен для поиска информации тем, что дает нам прямые и короткие ответы на вопросы. Хотя это экономит время, качество работы с информацией может сильно страдать — мы не погружаемся в источники, не сравниваем их между собой, не формируем собственные выводы. Критическое мышление практически не задействуется.

Рекомендация: при поиске информации через ИИ запрашивайте альтернативные точки зрения, сопоставляя их между собой.

Решение проблем. Возможность обратиться к ИИ, который всегда готов предложить решение, выглядит заманчиво — в моменте это помогает избежать излишнего напряжения, ведь какой-то ответ уже есть. Но привычка перекладывать все сложные проблемы на ИИ может ослабить умение справляться с ними самостоятельно. Исследования показывают, что люди склонны чрезмерно полагаться на предложения ИИ, принимая их без перепроверки, даже если они неверны. В результате формируется зависимость от ИИ, которая в долгосрочной перспективе ухудшает психологическое состояние. Исследователи предлагают сопровождать ответы ИИ цепочкой рассуждений, демонстрируя процесс вывода решения, чтобы пользователи могли отследить неверную логику. Но такие меры не сильно снижают зависимость — люди все равно принимают за правду неверные выводы ИИ.

Рекомендация: используйте ИИ для простых задач, а для сложных проблем применяйте комплексный подход: собирайте данные, консультируйтесь с экспертами и проводите мозговые штурмы с коллегами для поиска оптимальных решений.

Креативность. ИИ предоставляет готовые решения, снижая необходимость разрабатывать собственные идеи. Это особенно касается функций ИИ, связанных с генерацией текста. В экспериментальном исследовании А. Нилоя и коллег (2024) было установлено, что студенты, применяющие ChatGPT для написания эссе, получали более низкие экспертные оценки по четырем критериям: оригинальность, подача содержания, точность и раскрытие идеи текста. Эти результаты были хуже по сравнению с оценками студентов, которые выполняли задания самостоятельно.

Рекомендация: не ограничивайтесь готовыми идеями ИИ — пробуйте их совершенствовать и добавлять что-то уникальное.

Как итог,
ИИ является эффективным и удобным инструментом для работы в краткосрочной перспективе. Несмотря на явную пользу, частое использование ИИ может приводить к ослаблению памяти, внимания, критического мышления и креативности. Чтобы свести к минимуму эти негативные последствия, важно разделять задачи. ИИ можно передать рутинную и шаблонную работу, чтобы освободить свое время для выполнения творческих задач, решения сложных проблем, запоминания важной информации. Кроме того, не полагайтесь на ИИ слишком сильно — уделяйте время перепроверке и анализу полученных ответов. Так Вы сможете сохранить баланс между использованием ИИ и личной вовлеченностью в рабочий процесс.
Список литературы
  1. Buçinca, Z., Malaya, M. B., & Gajos, K. Z. (2021). To trust or to think: cognitive forcing functions can reduce overreliance on AI in AI-assisted decision-making. Proceedings of the ACM on Human-computer Interaction, 5(CSCW1), 1-21.
  2. Bussone, A., Stumpf, S., & O'Sullivan, D. (2015, October). The role of explanations on trust and reliance in clinical decision support systems. In 2015 international conference on healthcare informatics (pp. 160-169). IEEE.
  3. Jacobs, M., Pradier, M. F., McCoy Jr, T. H., Perlis, R. H., Doshi-Velez, F., & Gajos, K. Z. (2021). How machine-learning recommendations influence clinician treatment selections: the example of antidepressant selection. Translational psychiatry, 11(1), 108.
  4. Sparrow, B., Liu, J., & Wegner, D. M. (2011). Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. science, 333(6043), 776-778.
  5. Stadler, M., Bannert, M., & Sailer, M. (2024). Cognitive ease at a cost: LLMs reduce mental effort but compromise depth in student scientific inquiry. Computers in Human Behavior, 160, 108386.
  6. Umejima, K., Ibaraki, T., Yamazaki, T., & Sakai, K. L. (2021). Paper notebooks vs. mobile devices: Brain activation differences during memory retrieval. Frontiers in Behavioral Neuroscience, 15, 634158.
  7. Zhang, Y., Liao, Q. V., & Bellamy, R. K. (2020, January). Effect of confidence and explanation on accuracy and trust calibration in AI-assisted decision making. In Proceedings of the 2020 conference on fairness, accountability, and transparency (pp. 295-305).
  8. Zhai, C., Wibowo, S., & Li, L. D. (2024). The effects of over-reliance on AI dialogue systems on students' cognitive abilities: a systematic review. Smart Learning Environments, 11(1), 28.
Авторы
  • Юлия Жданова
    Психолог (НИУ ВШЭ). Разработчик психологических тестов для оценки персонала