В конце 20 века профсоюзное движение в США достигло таких масштабов, что стало доставлять неудобство компаниям. Вследствие чего компании стали отсеивать соискателей, которые на этапе отбора заявляли о желании вступить в профсоюз. Но в 1935 году был принят Национальный закон о трудовых отношениях (NLRA), который, в частности, запрещал компаниям спрашивать кандидатов о желании войти в профсоюз.
И здесь компаниям помог рупор под названием «организационная психология», а потом и психометрика. Известный организационный социолог Элтон Мэйо в то время утверждал, что в профсоюзы хотят войти те работники, которые обладают иррациональным мышлением и эмоциональными проблемами. Причем лично я уверен, что он искренне в это верил, просто такова тогда была конъектура. Позже Донкастер Хамм и Гай Уодсворт разработали опросник, который, как утверждалось, выявляет соискателей с психическими расстройствами. Но на деле его использовали для отсева людей, которые могут войти в профсоюз. Считалось, к этому склонны антисоциальный и маниакально-депрессивный типы личности. Также декларировалось, что именно эти два типа принадлежат к коммунистической идеологии.
Потом в 50 и 60 гг. появились первые стандарты и руководства, посвященные тестированию, а также первые судебные дела по теме применения клинических тестов в отборе. И такие тесты стали применяться в коммерческих организациях намного реже.
Случаев использования тестов как «оружия» — очень много. В США, Германии, Канаде, Дании, Швеции. И о них не принято рассказывать в среднем европейском или американском учебнике по психологическому тестированию. Но нам важно о них помнить, чтобы оставаться верными задаче давать валидную и справедливую оценку для отбора эффективных сотрудников.
Источник — Zickar, M. J., & Kostek, J. A. (2013). History of personality testing within organizations. Handbook of personality at work, 173-190.