Топ-5 компетенций, которые нужно освоить, чтобы вас повысили

Этот материал — первый в серии, посвящённой нашему исследованию ключевых ценностей и компетенций в российских компаниях. За прошедшие 5 лет мы собрали данные о ценностях и компетенциях 200 000 сотрудников российских компаний, пользуясь нашим подходом DEEP.

Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов

degtyariov@ecopsy.ru
Один из вопросов, который мы задали этим данными — какие компетенции отличают людей, которые продвигаются по карьерной лестнице? Наши данные позволяют на него ответить, так как в части компаний мы проводили замеры несколько лет подряд. Всего таких компаний 4, и в них совокупно набралось 3 500 сотрудников, чью карьерную судьбу можно отследить в горизонте 2–5 лет. 83% из них остались на том же уровне спустя это время, остальные же получили повышение — например, стали из специалиста руководителем линейного уровня. Что же отличает таких людей?

Ниже на графике показаны топ-5 компетенций, высокое значение по которым прогнозирует повышение в будущем, и антитоп-3 компетенций, высокое значение по которым, наоборот, прогнозирует продолжение работы на том же уровне. Цифры на графике — средняя вероятность повышения у людей, владеющих этой компетенций, относительно остальных.
Нужно брать принятие решений в свои руки, с готовностью принимать новое, действовать расчётливо и ставить высокие цели
1. Решительность — эта компетенция про готовность брать на себя принятие решений, делать это быстро и в условиях неопределённости. Можно сказать, что в этом и состоит одна из ключевых функций руководителя, поэтому позитивное влияние этой компетенции на карьеру не удивляет.
2. Позитивный взгляд на проблемы — про стремление искать конструктивные решения, а не причины и виноватых. Видимо, слишком большая чувствительность к проблемам и ошибкам других мешает осваивать больший масштаб работы при повышении.
3. Открытость новым идеям — активный поиск новых идей, готовность принимать во внимание новый и непривычный опыт; этот навык логично соотносится со сменой роли и задач при переходе на более высокую должность.
4. Прагматичность — умение считать эффективность действий и решений, находить рациональные способы использования доступного ресурса. Навыки оптимизации оказываются ценными на более высоких управленческих уровнях.
5. Стремление к достижениям — стремление ставить перед собой требовательные цели, конкурировать и с собой, и с другими. Здесь возможен двойной эффект: такая установка может быть не только полезна на более высоком уровне, но и изначально делать повышение более желанным для человек.

Не нужно быть слишком честным с клиентом, «гнуть свою линию» в общении и ставить слишком отдалённые цели
1. Открытость с клиентом — стремление информировать клиента в полном объёме и всегда быть в контакте. Вероятно, эта компетенция отражает слишком сильный фокус на оказании сервиса, а не поиске возможностей для продвижения.
2. Настойчивая коммуникация — умение выступать, убеждать и стремление настаивать на своём и «нажимать» на других. Возможно, высокий уровень этой компетенции отличает наиболее настойчивых в общении людей, и их воспринимают как неслышащих других или провоцирующих конфликты.
3. Долгосрочная ориентация — стремление ставить перед собой цели и планировать свою работу в долгосрочной перспективе. Здесь может быть двоякая интерпретация: такой результат может означать, что для повышения отбирают людей, более сфокусированных на результате здесь и сейчас; также это может быть артефактом выборки, т.к. большая часть получивших повышения в ней продвинулись до уровня линейного или среднего менеджмента, где эта компетенция не так эффективна, как среди топ менеджмента.

Для оценки этих и других компетенций, например для выбора лучшего кандидата для повышения, мы разработали опросник delta.ai — благодаря технологиям искусственного интеллекта он позволяет оценить широкий набор компетенций всего за 15 минут. А для отбора в целом наиболее перспективных кандидатов и сотрудников мы рекомендуем оценку потенциала с помощью PIF.
Авторы
  • Павел Дегтярев
    Директор по развитию продуктов