Топ 10 компетенций, которые принесут с собой сотрудники западных компаний

Из-за перемен на рынке труда в ближайшее время множество сотрудников западных компаний, работавших в России, начнут переходить в российские компании.

Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов

degtyariov@ecopsy.ru
По оценкам компании Manpower, при сохранении текущих тенденций в политической и экономической ситуации до конца 2022 года поиск новой работы будет актуален для 48 000 сотрудников, ранее работавших в западных компаниях; при неблагоприятном развитии ситуации их количество может вырасти до порядка 80 000 человек. Этот процесс может быть трудным для обеих сторон; сотрудникам нужно будет адаптироваться к другой корпоративной культуре, процессам и практикам управления, а компаниям — наоборот, интегрировать их.

Но этот процесс может принести и пользу. Сотрудники западных компаний по-своему уникальны — и дело не только в других профессиональных знаниях и навыках, опыте работы в западных корпорациях; из-за культурных различий западных и российских компаниях они несут с собой и немного другой профиль личностных и управленческих компетенций, или soft-skills.

Мы в ЭКОПСИ собираем данные о компетенциях сотрудников компаний, работающих в России и СНГ, с 2017 года. В настоящий момент в нашей базе данных более 200 000 сотрудников из более чем 65 компаний. Среди них есть как чисто российские компании, так и западные компании, работавшие в России на момент сбора данных.

Используя эти данные, мы решили выявить список ключевых компетенций, которыми лучше владеют сотрудники западных компаний и которые они смогут принести с собой.

Сотрудничество и Кросс-функциональное взаимодействие
Сотрудники западных компаний больше ориентированы на горизонтальное взаимодействие. Сотрудничество отвечает за готовность человека вкладывать в достижение общей цели, слышать коллег, учитывать их задачи, а Кросс-функциональное взаимодействие — за выстраивание рабочего контакта невзирая на организационные барьеры.

Развитие подчинённых и Мотивация подчинённых
Руководители западных компаний лучше владеют «мягкими» методами управления; они лучше могут искать подход к людям и воодушевлять команду, а также наставлять и развивать свои команды, помогая сотрудникам развивать ключевые знания и навыки.

Инновационность и Управление изменениями
Сотрудники западных компаний больше готовы активно участвовать в изменениях; Инновационность — готовность сотрудника обозначать недостатки в текущих процессах и практиках и предлагать свои идеи по их улучшению, а Управление изменениями — готовность брать внедрение этих идей на себя.

Ориентация на потребности клиента
Сотрудники западных компаний в среднем более клиентоориентированы — они лучше умеют выявлять потребности клиента, находить соответствующее им решение, и прогнозировать развитие потребностей клиента в будущем.

Стремление к достижениям
Сотрудники западных компаний более амбициозны — они больше готовы самостоятельно ставить перед собой высокие цели, постоянно повышать требования к себе, искать новые задачи чтобы расширить свою зону ответственности.

Бизнес-мышление
Сотрудники западных компаний в среднем лучше мыслят в коммерческой плоскости — ищут риски и способы их минимизации, оценивают соотношение выгод и затрат в своих действиях и решениях.

Открытость
Среди сотрудников западных компаний выше готовность говорить открыто — как спорить и критиковать, так и признавать свои ошибки и проблемы в своей работе.

Если для вашей компании важны именно эти компетенции, возможно найм сотрудников из западных компаний — хороший способ быстро нарастить их в команде. Но важно помнить, что среда в вашей компании может и нивелировать их преимущества. Например, даже самые стремящиеся к достижениям сотрудники будут стараться не брать на себя повышенные обязательства, если в компании наказание за риск и ошибки выше, чем потенциальная выгода от решения сложных задач. Чтобы избежать этой ошибки, важно формирование правильной корпоративной культуры и процессов управления, позволяющих нужным компетенциям сотрудников раскрыться. Недавно мы рассказывали о нашем подходе к этой задаче — полный вебинар можно посмотреть здесь.
Авторы
Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов