Как комбинировать тесты и очную оценку?

Есть два верхнеуровневых варианта использования тестов и «очки»:
— тесты как фильтр перед очной оценкой;
— тесты как дополнение к очной оценке.

Юрий Шатров
Руководитель
практики Digital Assessment ЭКОПСИ

shatrov@ecopsy.ru
1. Тесты как фильтр
Если людей много и их нужно «просеять», используется модель воронки, где тесты идут на первых этапах. Используются следующие тесты (по частоте использования в модели воронки):
1
Тесты интеллектуальных способностей (типа Switch).
2
Тест знаний.
3
Тесты оценки потенциала (типа PiF).
4
Опросники компетенций или ценностей со сформированным профилем (типа delta.ai).
5
Кейс-тесты (SJT) на ценности или управленческие компетенции.

Требования к тестам, которые используются как фильтры:
  • Интегральный балл
    На основе интегрального балла можно составить рейтинг и выбрать лучших. По этой причине не подходят личностные и мотивационные опросники, которые показывают потрет участника, без какого-либо балла соответствия профилю.
  • Стоимость теста
    Если этапов тестирования несколько, тесты на более ранних этапах должны быть дешевле, чем на последующих. По этой причины сначала обычно используют более дешевые тесты способностей или тесты знаний и только потом — тесты оценки потенциала и опросники / кейс-тесты.
  • Сложность прохождения
    Также более ранние тесты должны быть короче и проще в прохождении, чтобы не отбивать у участников желание проходить тест дальше.
2. Тесты как дополнение
Если в проекте нужно максимально глубоко понять каждого человека — тесты используются как дополнение, возможность посмотреть на участника под другим углом. Тут тоже есть варианты:

1
Тесты и очная оценка оценивают разные критерии.
Например, опросники и тесты способностей оценивают потенциал, а центр оценки — компетенции (как навыки, развитые к текущему моменту). В результате строится матрица 3х3, где на одной оси — потенциал к развитию, на другой — готовность здесь и сейчас работать на определенной должности в силу развитости компетенций (readiness). Или оба результата — интегральный рейтинг ЦО и балл по тестам — переводятся в одну шкалу и усредняются. Результат — итоговый балл по всем инструментам.
Может возникнуть соблазн сделать веса для разных критериев. Например, итоговый балл по тестам рассчитывается с весом 0,3, по ЦО — 0,7. Так лучше не делать — веса снижают прозрачность и доверие участников к процедуре.
Мне вариант с разными критериями кажется наиболее оптимальным. Нужно учитывать, что оценка поведения очно и в тестах — это качественно разные измерения. В одном случае мы в большей мере оцениваем текущий уровень развития навыков, в другом — предрасположенность, задатки.
2
Тесты и очная оценка оценивают одни и те же критерии.
Это классический подход, введенный британскими провайдерами. Он базируется на допущении, что компетенции имеют поведенческий компонент (очная оценка) и личностный или интеллектуальный компонент (тесты и опросники). Поэтому оценщик составляет отчет и формирует оценку по компетенциям сразу на основе двух инструментов. Например, Аналитическое мышление измерялось в ЦО — и также оценивалось в тесте способностей и личностном опроснике. Оценщик добавляет в отчет комментарии из тестов и, возможно, комбинирует их числовую оценку с результатами центра оценки.
3
Тесты и очная оценка оценивают критерии одного порядка.
Например, опросники оценивают компетенции, до которых центру оценки сложно дотянуться. Это компетенции с личностным и ценностным ядром — Обучаемость, Адаптивность, Межкультурная толерантность. А центр оценки оценивает более поведенческие компетенции — Планирование и организация, Системное мышление, Влияние и убеждение. Оценки по компетенциям, которые оценивал опросник, переводятся в ту же шкалу, что и компетенции из ЦО, и на их основе выстраивается интегральный рейтинг.
Автор статьи
  • Юрий Шатров
    Руководитель практики
    «Digital Assessment»


    shatrov@ecopsy.ru