Основные факторы, которые способствуют выгоранию IT-специалистов:
- Большая рабочая нагрузка, работа над несколькими проектами одновременно. Изменение планов во время спринта, сроки из серии «надо вчера», отсутствие возможности взять отпуск или больничный.
- Токсичный руководитель, который больше ругает, чем хвалит, и сам часто является выгоревшим; «сложные» коллеги или клиенты.
- Однообразная и монотонная работа, например, в техподдержке. Отсутствие карьерного развития, противоречивые KPI. Необходимость работать в старом стеке технологий, невозможность пройти обучение, сменить профиль деятельности.
Как предотвратить выгорание в среде IT-специалистов?
Фокус на тимлидах. Тимлид — тот человек, который первым замечает, что сотрудник начинает выгорать. Поэтому важно, чтобы, когда он с этим столкнется, у него были инструменты работы с состоянием сотрудника. Например, обучающие вебинары и методы оперативной диагностики —
опросники выгорания. Они могут помочь «растопить лед», выступив поводом для более глубокой беседы с сотрудником. В результате можно быстро провести скрининг состояния всей команды, наметив возможные причины выгорания и получить рекомендации по работе с каждым сотрудником.
Поиск корней проблемы. Если выгорание становится распространенной проблемой, стоит обратить внимание на организационные процессы. Для этого можно организовать фокус-группы с участием руководителя и тимлидов. На них устроить обсуждение, что доставляет неудобство в работе и как можно с этим справиться. Так как причиной выгорания являются неудовлетворенные потребности на работе, будет полезно составить карту мотиваторов каждого сотрудника — и на их основе разработать план интервенций.
Смена стека. Однообразие — частая причина выгорания у IT-специалистов. Решением может стать смена стека технологий, возможность поехать на обучение или перевод с набившего оскомину проекта на другой.
Цифровой детокс. IT-специалисты, как все офисные работники, не только ведут сидячий образ жизни, но и много времени проводят за компьютером. При этом в свободное время они часто играют в компьютерные игры или смотрят сериалы, что еще больше увеличивает их сенсорную нагрузку. Лучшая профилактика выгорания в таком случае — переключение на другие виды отдыха. Например, общение с близкими, физическую активность или для самых смелых — временный цифровой детокс.
Четкость ролей. Одним из ключевых факторов выгорания IT-специалистов является неопределенность. В некоторых проектах конечных заказчиков может быть много, их требования могут противоречить друг другу. Это вносит постоянный хаос и стресс в работу. Чтобы предотвратить это, можно фиксировать брифы всех встреч, организовать открытый обмен информацией и четкое распределение ролей внутри команды.
Кейс: как работать с выгоранием в IT-сфере?
IT-компания пришла к нам с запросом дать руководителям IT-команд удобный и точный инструмент диагностики состояния своих сотрудников для оперативной работы с симптомами выгорания.
В результате диагностики руководителей IT-команд и сотрудников опросником профессионального выгорания
FADE удалось выстроить комплексную работу с выгоранием и предотвратить увольнение ключевых сотрудников.
Подробнее о кейсе можно прочитать
здесь.