Профессиональное выгорание в IT

Традиционно выгорание считалось проблемой специальностей типа «человек-человек»: врачей, учителей, психологов. Сегодня очевидно, что выгоранию подвержены специалисты разных сфер. Одни из самых уязвимых — сотрудники сферы IT.
Продакт-менеджер мотивационных и личностных опросников
Мария Журавлева
Основные факторы, которые способствуют выгоранию IT-специалистов:
  1. Большая рабочая нагрузка, работа над несколькими проектами одновременно. Изменение планов во время спринта, сроки из серии «надо вчера», отсутствие возможности взять отпуск или больничный.
  2. Токсичный руководитель, который больше ругает, чем хвалит, и сам часто является выгоревшим; «сложные» коллеги или клиенты.
  3. Однообразная и монотонная работа, например, в техподдержке. Отсутствие карьерного развития, противоречивые KPI. Необходимость работать в старом стеке технологий, невозможность пройти обучение, сменить профиль деятельности.

Как предотвратить выгорание в среде IT-специалистов?

Фокус на тимлидах. Тимлид — тот человек, который первым замечает, что сотрудник начинает выгорать. Поэтому важно, чтобы, когда он с этим столкнется, у него были инструменты работы с состоянием сотрудника. Например, обучающие вебинары и методы оперативной диагностики — опросники выгорания. Они могут помочь «растопить лед», выступив поводом для более глубокой беседы с сотрудником. В результате можно быстро провести скрининг состояния всей команды, наметив возможные причины выгорания и получить рекомендации по работе с каждым сотрудником.

Поиск корней проблемы. Если выгорание становится распространенной проблемой, стоит обратить внимание на организационные процессы. Для этого можно организовать фокус-группы с участием руководителя и тимлидов. На них устроить обсуждение, что доставляет неудобство в работе и как можно с этим справиться. Так как причиной выгорания являются неудовлетворенные потребности на работе, будет полезно составить карту мотиваторов каждого сотрудника — и на их основе разработать план интервенций.

Смена стека. Однообразие — частая причина выгорания у IT-специалистов. Решением может стать смена стека технологий, возможность поехать на обучение или перевод с набившего оскомину проекта на другой.

Цифровой детокс. IT-специалисты, как все офисные работники, не только ведут сидячий образ жизни, но и много времени проводят за компьютером. При этом в свободное время они часто играют в компьютерные игры или смотрят сериалы, что еще больше увеличивает их сенсорную нагрузку. Лучшая профилактика выгорания в таком случае — переключение на другие виды отдыха. Например, общение с близкими, физическую активность или для самых смелых — временный цифровой детокс.

Четкость ролей. Одним из ключевых факторов выгорания IT-специалистов является неопределенность. В некоторых проектах конечных заказчиков может быть много, их требования могут противоречить друг другу. Это вносит постоянный хаос и стресс в работу. Чтобы предотвратить это, можно фиксировать брифы всех встреч, организовать открытый обмен информацией и четкое распределение ролей внутри команды.

Кейс: как работать с выгоранием в IT-сфере?

IT-компания пришла к нам с запросом дать руководителям IT-команд удобный и точный инструмент диагностики состояния своих сотрудников для оперативной работы с симптомами выгорания.
В результате диагностики руководителей IT-команд и сотрудников опросником профессионального выгорания FADE удалось выстроить комплексную работу с выгоранием и предотвратить увольнение ключевых сотрудников.
Подробнее о кейсе можно прочитать здесь.
        Авторы
        • Мария Журавлева
          Продакт-менеджер мотивационных и личностных опросников