Измерение мудрости: научный взгляд

Мудрость — это умение решать сложные жизненные вопросы, основанное на большом количестве знаний и опыте. Долгое время это качество использовалось в философском и житейском контекстах, и только с 1970 года появились научные работы. Позднее в психологии возникли отдельные научные школы, которые предложили определения этого феномена и изучили закономерности, связанные с ним.

Юлия Жданова
Разработчик тестов
Что такое мудрость?

В жизни «мудрым» мы называем человека, который может дать ценный совет по трудному жизненному вопросу. В литературе типичный образ мудреца — это образ старца, который живет отстраненно от других, отличается спокойствием и развитой интуицией. Его часто описывают как человека, который 1) лучше других понимает то, как устроен мир, 2) обладает внутренней силой 3) склонен к философским рассуждениям и 4) действует справедливо. На основе этих представлений были сформулированы научные определения. В обзорной работе К. Дж. Банген и ее коллеги (2013) проанализировали 24 определения мудрости. Согласно анализу, в мудрость чаще всего включают а) знание практической стороны жизни и б) ориентацию на общее благо в противовес личной выгоде. Также некоторые авторы приписывали мудрости такие черты: толерантность к неопределенности, эмоциональную устойчивость, терпимость, открытость новому. Иногда мудрому человеку присваивалось «философское» чувство юмора (Bangen et al., 2013). Мудрость предполагает понимание своих ценностей и умение их реализовывать через действия в конкретной ситуации. В этом случае юмор позволяет человеку дистанцироваться от ситуации и заново оценить ее значимость для его жизни.

Какое место занимает мудрость в оценке персонала?

В оценке персонала обычно измеряют качества сотрудника, которые строго определены, конкретны и хорошо связаны с внешними рабочими показателями. Возможно, традиция измерения мудрости в организационном контексте не сложилась именно из-за того, что этот феномен кажется неоднозначным и многогранным. Поэтому мудрость изучается в основном в рамках темы развития личности и практически не касается рабочей среды. Сейчас появление обзорных работ позволило четче отличить мудрость от других психологических качеств. И вопрос о том, стоит ли оценивать мудрость в корпоративной среде, становится вновь актуальным.

Чем мудрость может быть полезна на работе? Связана ли она с проблемами, которые существуют в компаниях?

Скорее да. Организации могут сталкиваться с:

Для преодоления этих трудностей нужны ресурсы — в том числе использование сильных сторон характера сотрудника. Мудрость является одной из них. Сильные стороны мудрости, которые важны на рабочем месте:
  1. Умение учитывать интересы всех сторон
  2. Способность рассматривать проблему комплексно, учитывая особенности ситуации
  3. Умение признавать ограничения в своих знаниях (Grossmann, 2017)

Действительно, данные исследований показывают, что человек, использующий эти сильные стороны, склонен считать себя счастливым и оценивать свою жизнь как хорошую.

Какими еще данными о мудрости мы обладаем сейчас?

Кроме того, есть данные, что мудрость отражает качества, которые приписывают зрелой личности: наличие жизненной задачи, соотнесение своей деятельности с ценностями, интерес к неизведанному, принятие себя и других, свобода от стереотипов, дистанцированность по отношению к событиям (Маслоу, 1999). К примеру, она связана с желанием браться за сложные задачи (r = 0,63), субъективным благополучием (r = 0,45), целью в жизни (r = 0,61) и эффективной эмоциональной регуляцией (r = 0,27). При этом если человек имел высокий балл по отдельным индикаторам мудрости, он получал низкие баллы по выраженности депрессивных тенденций (r = -0,59). Любопытно, что мудрые люди в меньшей степени испытывают страх смерти (r = -0,56) (Bangen et al., 2013). Вероятно, это связано с пониманием, что смерть является неизбежной частью жизни. В этом проявляется их реалистичный взгляд на разные стороны жизни.

Как оценивается мудрость?

Есть два основных способа оценки. Первый — когда человеку предлагают решить несколько дилемм или жизненных трудностей. Процесс рассуждений участника оценивается экспертами по критериям: 1. человек учитывает события прошлого, настоящего и будущего 2. принимает во внимание различия в ценностях и взглядах 3. находит эффективные стратегии преодоления неопределенности 4. эффективно принимает решения 5. обладает богатыми фактическими знаниями по разным жизненным вопросам.

Пример проблемных ситуаций (Pasupathi et al., 2001).
Второй способ — через самоотчеты. Например, Wisdom Development Scale (WDS), Self-Assessed Wisdom Scale (SAWS), The Wise Thinking and Acting Questionnaire (Bangen et al., 2013).

Примеры утверждений для самооценки:
  • Я хорошо знаю свои ценности.
  • Принимая решения, я учитываю контекст ситуации.
  • Я ищу более глубокий смысл событий в жизни.
  • Я проявляю признательность по отношению к другим.
  • Меня сложно расстроить.

Практика самоисследования:
Вопросы, которые могут помочь вам в развитии мудрости:
  • Постарайтесь понять ваших коллег, которых затрагивает эта ситуация. Что бы вы чувствовали, оказавшись на их месте? С чем связаны эти эмоции?
  • Как бы мудрый человек отреагировал на эту ситуацию?
  • Как ваши действия и решения могут повлиять на общий результат (команды или компании)? Может, есть какие-то альтернативные решения, учитывающие ваши интересы и интересы ваших коллег?
  • Какой ваш самый мудрый поступок, который вы когда-либо совершали? Что делает его таким? Как этот опыт может помочь вам в этой ситуации?

Итак, мудрость — это составная (compound) черта личности человека. Она всегда присутствует в оценке персонала, но не напрямую, а через более конкретные индикаторы (кооперативность, толерантность к неопределенности, эмпатия, открытость опыту и так далее). Даже если в настоящее время нет инструментов для прямой оценки мудрости сотрудников, она все равно косвенно измеряется.
Авторы
  • Юлия Жданова
    Разработчик тестов