Что такое мудрость? В жизни «мудрым» мы называем человека, который может дать ценный совет по трудному жизненному вопросу. В литературе типичный образ мудреца — это образ старца, который живет отстраненно от других, отличается спокойствием и развитой интуицией. Его часто описывают как человека, который 1) лучше других понимает то, как устроен мир, 2) обладает внутренней силой 3) склонен к философским рассуждениям и 4) действует справедливо. На основе этих представлений были сформулированы научные определения. В обзорной работе К. Дж. Банген и ее коллеги (2013) проанализировали 24 определения мудрости. Согласно анализу, в мудрость чаще всего включают а) знание практической стороны жизни и б) ориентацию на общее благо в противовес личной выгоде. Также некоторые авторы приписывали мудрости такие черты: толерантность к неопределенности, эмоциональную устойчивость, терпимость, открытость новому. Иногда мудрому человеку присваивалось «философское» чувство юмора (Bangen et al., 2013). Мудрость предполагает понимание своих ценностей и умение их реализовывать через действия в конкретной ситуации. В этом случае юмор позволяет человеку дистанцироваться от ситуации и заново оценить ее значимость для его жизни.
Какое место занимает мудрость в оценке персонала? В оценке персонала обычно измеряют качества сотрудника, которые строго определены, конкретны и хорошо связаны с внешними рабочими показателями. Возможно, традиция измерения мудрости в организационном контексте не сложилась именно из-за того, что этот феномен кажется неоднозначным и многогранным. Поэтому мудрость изучается в основном в рамках темы развития личности и практически не касается рабочей среды. Сейчас появление обзорных работ позволило четче отличить мудрость от других психологических качеств. И вопрос о том, стоит ли оценивать мудрость в корпоративной среде, становится вновь актуальным.
Чем мудрость может быть полезна на работе? Связана ли она с проблемами, которые существуют в компаниях? Скорее да. Организации могут сталкиваться с:
Для преодоления этих трудностей нужны ресурсы — в том числе использование сильных сторон характера сотрудника. Мудрость является одной из них. Сильные стороны мудрости, которые важны на рабочем месте:
- Умение учитывать интересы всех сторон
- Способность рассматривать проблему комплексно, учитывая особенности ситуации
- Умение признавать ограничения в своих знаниях (Grossmann, 2017)
Действительно, данные исследований показывают, что человек, использующий эти сильные стороны, склонен считать себя счастливым и оценивать свою жизнь как хорошую.
Какими еще данными о мудрости мы обладаем сейчас?Кроме того, есть данные, что мудрость отражает качества, которые приписывают зрелой личности: наличие жизненной задачи, соотнесение своей деятельности с ценностями, интерес к неизведанному, принятие себя и других, свобода от стереотипов, дистанцированность по отношению к событиям (Маслоу, 1999). К примеру, она связана с желанием браться за сложные задачи (r = 0,63), субъективным благополучием (r = 0,45), целью в жизни (r = 0,61) и эффективной эмоциональной регуляцией (r = 0,27). При этом если человек имел высокий балл по отдельным индикаторам мудрости, он получал низкие баллы по выраженности депрессивных тенденций (r = -0,59). Любопытно, что мудрые люди в меньшей степени испытывают страх смерти (r = -0,56) (Bangen et al., 2013). Вероятно, это связано с пониманием, что смерть является неизбежной частью жизни. В этом проявляется их реалистичный взгляд на разные стороны жизни.
Как оценивается мудрость?Есть два основных способа оценки. Первый — когда человеку предлагают решить несколько дилемм или жизненных трудностей. Процесс рассуждений участника оценивается экспертами по критериям: 1. человек учитывает события прошлого, настоящего и будущего 2. принимает во внимание различия в ценностях и взглядах 3. находит эффективные стратегии преодоления неопределенности 4. эффективно принимает решения 5. обладает богатыми фактическими знаниями по разным жизненным вопросам.
Пример проблемных ситуаций (Pasupathi et al., 2001).