Компетенции в российских компаниях сегодня и завтра: что показывают данные

Мы держимся общего определения того, что такое компетенции – это поведение, которое отличает эффективных сотрудников компании от остальных.

Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов

degtyariov@ecopsy.ru
Также на них можно смотреть как на инструмент адаптации к внешним условиям. Например, высокая выраженность компетенции Планирование у сотрудников в компании показывает, что они привыкли работать в условиях, когда этот навык необходим (к слову, так обычно происходит в компаниях со слабыми / хаотичными бизнес-процессами, когда задачи планирования в компании решаются за счёт личного ресурса сотрудников).

Поэтому, мы можем предположить, что существенные изменения внешних условий – в стране, в отрасли, в конкретной компании, – меняют и набор компетенций, необходимых для эффективной работы.

В России таких изменений с начала года было достаточно. Мы решили проверить, как они отразились на компетенциях, требуемых в компаниях сегодня (т.е. в 2022 году).

С начала 2022 года мы собрали данные 5 компаний, работающих в разных областях, общая выборка – порядка 10 000 сотрудников.

Наш подход к разработке компетенций опирается на данные о реальном поведении и эффективности сотрудников (подробнее о нём мы рассказывали здесь). Поэтому, мы можем оценить, как поменялась связь компетенций с эффективностью сотрудников в 2022 году по сравнению с прошлыми годами.

Какие существенные изменения мы увидели в данных?

Основные изменения можно отразить по одной шкале – я бы назвал её Тушение Пожаров vs. Предприимчивость.

Тушение Пожаров это 3 компетенции:
1. Самоотверженность – готовность жертвовать личным комфортом и интересами ради результата
2. Решительность – стремление действовать оперативно и брать на себя принятие решений
3. Адаптивность – умение перестраивать своё поведение и планы в ответ на изменения

Предприимчивость – также 3 компетенции:
1. Инновационность – умение находить недостатки и искать возможности для улучшений
2. Саморазвитие – стремление развивать свои профессиональные и личные качества
3. Стремление к достижениям – готовность ставить перед собой высокие цели, повышать требования

На графике ниже показано, как они изменились за это время.
Все компетенции Тушения Пожаров стали существенно более эффективными. Эту разницу можно представить так – до 2022 года эти компетенции были желательными для эффективности, теперь они стали обязательными.

Обратная картина по Предприимчивости – все компетенции в этой группе стали менее эффективными, дойдя фактически до 0. Другими словами, если до 2022 эти компетенции были также желательными для эффективности, то теперь их можно игнорировать, т.к. эффективность сотрудника от них не зависит.

Какой прогноз про компетенции будущего можно сделать, опираясь на эти цифры?

1. Если думать про это как про отражение внешних событий, то логично предположить, что пока рынок находится в турбулентности, требования к людям не поменяются. Когда компании стремятся выжить, им действительно больше нужны быстрые, гибкие и готовые к героизму сотрудники. Соответственно, можно предположить, что при изменении ситуации требования к сотрудникам сдвинутся обратно, т.к. у компаний появятся ресурсы на новые инициативы, а, следовательно, и потребность в людях, которые их создают.


2. Я лично вижу тут риск того, что ситуация может усугубиться, если будет продолжаться достаточно долго. Постоянный режим «тушения пожаров» создаёт реактивную среду – зачем действовать заранее и что-то предпринимать, если завтра условия снова поменяются и придётся реагировать на них. Если сотрудники адаптируются к таким условиям, пробыв в них достаточно долго, им может быть трудно вернуться обратно.
Авторы
Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов