Также на них можно смотреть как на инструмент адаптации к внешним условиям. Например, высокая выраженность компетенции Планирование у сотрудников в компании показывает, что они привыкли работать в условиях, когда этот навык необходим (к слову, так обычно происходит в компаниях со слабыми / хаотичными бизнес-процессами, когда задачи планирования в компании решаются за счёт личного ресурса сотрудников).
Поэтому, мы можем предположить, что существенные изменения внешних условий – в стране, в отрасли, в конкретной компании, – меняют и набор компетенций, необходимых для эффективной работы.
В России таких изменений с начала года было достаточно. Мы решили проверить, как они отразились на компетенциях, требуемых в компаниях сегодня (т.е. в 2022 году).
С начала 2022 года мы собрали данные 5 компаний, работающих в разных областях, общая выборка – порядка 10 000 сотрудников.
Наш подход к разработке компетенций опирается на данные о реальном поведении и эффективности сотрудников (подробнее о нём мы рассказывали
здесь). Поэтому, мы можем оценить, как поменялась связь компетенций с эффективностью сотрудников в 2022 году по сравнению с прошлыми годами.
Какие существенные изменения мы увидели в данных? Основные изменения можно отразить по одной шкале – я бы назвал её
Тушение Пожаров vs.
Предприимчивость.
Тушение Пожаров это 3 компетенции:
1. Самоотверженность – готовность жертвовать личным комфортом и интересами ради результата
2. Решительность – стремление действовать оперативно и брать на себя принятие решений
3. Адаптивность – умение перестраивать своё поведение и планы в ответ на изменения
Предприимчивость – также 3 компетенции:
1. Инновационность – умение находить недостатки и искать возможности для улучшений
2. Саморазвитие – стремление развивать свои профессиональные и личные качества
3. Стремление к достижениям – готовность ставить перед собой высокие цели, повышать требования
На графике ниже показано, как они изменились за это время.