Стоит ли использовать юмор в работе? И как его использовать? Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с природой юмора более близко. На первый взгляд, юмор прост для понимания, потому что к нему можно отнести все, что может нас рассмешить или, как минимум, вызвать улыбку. С другой стороны, его обеспечивают сложные когнитивные и эмоциональные процессы — чувство юмора рождается из способности человека улавливать противоречия в повседневных ситуациях, мыслить нестандартно и подмечать настроение других.
Сложность природы юмора заключается также в том, что он бывает разным. Наиболее популярной классификацией считается модель диспозиционных стилей юмора от
Мартина и его коллег (2003). В ней описывается 4 стиля: аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоничижительный.
Аффилиативный и самоподдерживающий стиль относятся к позитивным стилям. Первый стиль помогает развивать отношения с другими людьми. Он возникает, когда человек стремится порадовать других или сделать разговор менее формальным. Второй стиль выражается в позиции "идти по жизни с улыбкой", благодаря которой человек может найти для себя что-то ободряющее даже в неприятных или сложных событиях.
Согласно исследованиям, использование таких форм юмора приводит тому, что работники получают больше удовольствия от работы и чаще выражают свои творческие интенции. На уровне команды оказывается, что шутки способны сглаживать конфликтные ситуации, сокращать дистанцию между руководителями и подчиненными и усиливать сплоченность коллектива. Веселые комментарии во время работы усиливают
мотивацию и продуктивность сотрудников.
К негативным формам юмора относят агрессивный и самоуничижительный. Они проявляются в виде насмешек, колкостей и сарказма. Это может быть попыткой обратить на себя внимание любым доступным методом или проявлением
враждебных намерений к другим сотрудникам. Кроме того, возможна ситуация, что шутка, которая изначально задумывалась как безобидная, может быть ошибочно принята за насмешку или сарказм — содержание шутки может интерпретироваться другими по-разному в зависимости от контекста.
Агрессивный юмор может приводить к изоляции в коллективе, создавать почву для дисфункциональной конкуренции, повышать уровень стресса и усугублять симптомы депрессии и
выгорания. В коллективах, в которых используются деструктивные стили юмора, преобладает негативное отношение к работе, из-за чего возрастает количество прогулов и снижается продуктивность команды.
На основании HR практик и исследований мы предлагаем несколько правил по использованию юмора:
- Подбирайте подходящее время для шуток. Например, во время серьезного обсуждения или принятия важных решений юмор может отвлечь от основной темы.
- Проявляйте внимательность к новым клиентам или партнерам — стоит воздерживаться от шуток, если нет уверенности, что шутка может быть воспринята хорошо.
- Не стоит делать предметом для шуток переживания коллег, если они оказываются в трудной, по их мнению, ситуации. Нужно помнить: мы не всегда знаем, что может беспокоить других людей. То, что может показаться одному человеку чем-то незначимым, может быть триггером для кого-то другого.
- По возможности избегайте шуток о сексе, религии, стереотипах, политике и других острых тем, которые могут быть восприняты двояко. Перечисленные темы являются основными причинами буллинга и конфликтов на работе.
Вот базовое правило: если возникает подозрение, что шутка может вызвать у человека обиду или злость, лучше отказаться от нее и сохранить доверительные отношения.
Из всего этого следует, что юмор — это замечательный инструмент на работе. Он способен делать совместную работу более интересной, продуктивной и творческой. Но при использовании юмора без уважения к чувствам других возможны негативные последствия. Шутки могут угрожать ценностям, отношениям и даже вредить здоровью работников.