5 инновационных стартапов в оценке персонала

Вы устали от классических центров оценки и тестов? Скажем честно: мы не устали. Потенциал этих инструментов, на наш, взгляд, пока не реализован в российской оценке персонала. Но ведь всегда хочется чего-то нового? :) И хорошо бы, чтобы это новое не было связано со словосочетаниями «квантовая оценка», «нейрографический анализ» или «астральный прогноз».

Поэтому сегодня рассмотрим стартапы в области оценки. Собрали для вас самое интересное, что есть за рубежом.
1. Arctic Shores
Геймифицированные тесты
Когда нас спрашивают, какие оценочные технологии развиваются за рубежом наиболее активно, мы отвечаем: геймифицированные тесты. За последние 5 лет в этой области появилось более 30 стартапов. В качестве самого яркого примера обычно приводят pymertics, но мы сделаем акцент на другом интересном стартапе – Arctic Shores.

Arctic Shores предлагает оценивать кандидатов через игры – головомки, аркады, простые стратегии. Кандидат скачивает приложение на iOs или андройд устройство, вводит свой уникальный номер – и играет. В процессе происходит оценка его способностей и личностных особенностей – в игры зашит психометрический движок. По сути, игра – это оболочка для теста или опросника.
Игра на внимательность от Arctic Shores. Необходимо воспроизвести последовательность, в которой загорелись банки.
У такого решение есть два преимущества. Первое и самое явное – вовлечённость молодой аудитории. Все уже привыкли к тестам способностей и личностным опросникам. Поэтому игры воспринимаются как хоть что-то новое в массовой оценке. Второе преимущество – большая защищённость от обмана. Игрок не описывает своё поведение, а демонстрирует его, пусть и в простой форме, ограниченной возможностями игры. За 20 минут игры может собираться до 1 000 «точек» – действий игрока, которые становятся основной для его оценки. Проконтролировать такое количество действий, чтобы сместить оценку в желаемую сторону, – невозможно.

К геймофицированным тестам как методу оценки есть только один вопрос – психометрическая обоснованность. Большая часть стартапов принадлежит к индустрии разработки игр, представители которой не знают слов валидности и надёжности. С другой стороны, классические представления о валидности и надёжности не работают на играх, на что справедливо указал известный (и очень маргинальный) психометрик Paul Barrett. Иными словами, здесь необходимо взаимное внимание – и гейм-девелоперы должны позаботиться о валидизации своих решений, и психометрики должны разработать новые требования. И это движение есть – по запросу «game-based assessment» можно найти много научных публикаций и даже монографию, а провайдеры-игроделы всё чаще пишут о валидности своих решений.

В России мания по геймифицированным тестам так и не началась. Рынок найма выпусников у нас намного меньше зарубежного, а другой аудитории геймификация пока что не нужна. Есть несколько стартапов на разных этапах развития и их час только впереди.

А для вашего интереса приводим список основных зарубежных стартапов – их действительно много))
Геймифицированные тесты за рубежом
2. CrystalKnows
Оценка по тексту почтовых сообщений и постов в социальных сетях
Мы не смогли отказать себе в обзоре сервиса, который работает на пересечении оценки и социальных сетей :) Crystal – давний и многострадальный проект североамериканского предпринимателя Drew D'Agostino. Изначальная идея продукта – помогать людям в понимании себя и своих коллег. Crystal позиционировал себя в B2C сегменте: человек подключает плагин к своей гугл- или аутлук-почте, отдавая таким образом свои и чужие сообщения на анализ, а далее получает рекомендации по общению с каждым собеседником. Модель для построения рекомендаций – DISC.

Далее Crystal расширил свои задачи до найма и в качестве материала для оценки начал использовать также тексты постов в социальных сетях. Наконец, недавно стартап начал работать на маркетинговом рынке.

За 4 года существования в проект инвестировали такие крупные игроки, как Salesforce, CEB (компания, ранее владеющая SHL), HubSpot. Совокупный объём инвестиций – $7,4 млн. Для рынка оценки это крупная цифра.

В целом, к оценке цифрового следа HR-сообщество проявляет много внимания. Нам известны следующие попытки разработать подобный продукт:
1
Cambridge Analytica. Данные собраны, баллы по «Большой пятёрке» выставляются, но сервис закрылся после скандала об утечке данных из Facebook. Подробно о методике сбора данных для данного сервиса Михал Косински с коллегами написал в American Psychologist.
2
Mail.ru Group. Коллеги в 2017 году презентовали продукт, в котором цифровой след в сервисах компании связан с типами MBTI. Далее модель личности расширилась до «Большой пятёрки».
3
HoganX в партнёрстве с Receptiviti разрабатывает оценку по статусам социальных сетей. Уже есть первые научные публикации (Akhtar, Winsborough, Ort, Johnson, & Chamorro-Premuzic, 2018).
4
Нам известны 4 российских стартапа, разрабатывающих аналогичные решения. Самый известный из них – GoRecruit. Компании из реального сектора – банковской отрасли – также разрабатывают оценку по цифровому следу, но пока безуспешно.
3. HireVue
Автоматизированная оценка видеоинтервью
Последние 3 года в России происходит бум видеоинтервью – всё больше компаний автоматизируют массовый найм с технологиями Skillaz, VCV или Pre-interview. Рекрутёр выбирает 2-4 вопроса, на которые должен ответить участник – тот записывает видеоответ на них. Запись можно просмотреть и оценить опыт участника и его общую адекватность.

Североамериканская компания HireVue пошла дальше – она автоматизировала оценку видео. Нейросеть связала эмоции и речь человека с данными о его результативности. Теперь участники записывают видео, а HireVue даёт прогноз, насколько результативны они будут.

Компания держит в секрете, какие конкретно выражения, эмоции, особенности речи, интонации связаны с результативностью. И это понятно: в ином случае люди обходили бы технологию, произнося нужные слова и совершая правильные мимические действия.

По сути, HireVue – это прескрининговый инструмент отсева самых «слабых» участников. Точность распознавания и оценки пока недостаточно высока, чтобы (а) выбирать лучших, а не отсеивать худших; (б) оценивать по набору критериев, а не давать прогноз в виде одной цифры. Но это уже серьёзный шаг в сторону автоматизации самого рутинного HR-процесса – первичного интервью на входе.

Мы не знаем какие-либо иные компании, автоматизировавшие оценку видео. Ряд российских стартапов утверждают, что они обладают данной технологией, но, к сожалению, не демонстрируют её. За рубежом же последние 4 года ведутся очень активные работы в этом направлении – в основном, усилиями индийских и китайских исследователей. Поэтому ждём дальнейшего развития темы. Пока же HireVue медленно захватывает мир. Медленно, так как построение модели в каждой стране требует глубокого исследования. Недавно компания начала развивать бизнес в Японии.
4. Virtubio
Симуляция для оценки менеджерских навыков
Нас часто спрашивают, разработал ли кто-нибудь полностью автоматизированный центр оценки. С горечью отвечаем, что нет. Технологии пока недостаточно развиты, а учить нейросеть – очень трудоёмкая задача, т.к. требует огромных выборок.

Зато есть Virtubio. Это чешская симуляция с автоматизированными упражнениями – работой с почтой, планированием дня, заскриптованными диалогами с «виртуальными» подчинёнными. Участник проживает день управленца – отвечает на письма и звонки коллег, расставляет встречи в календаре, участвует в этих встречах. По сути, Virtubio – это совокупность простых кейс-тестов и инбаскетных упражнений.
Виртуальная комната участника в Virtubio
Сама симуляция полностью автоматизированна – события происходят по таймеру, действия участника автоматически переводятся в баллы по компетенциям. По итогам формируются отчёты для заказчика и для участника, снабжённые текстовыми комментариями.
В изначальном тексте была допущена ошибка – было написано, что отчёты по результатам не снабжены текстовыми комментариями. Разработчики симуляции связались с нами и продемонстрировали, что в отчётах есть описание результатов. Приносим извинения за неточность.
Мы бы не обратили внимание на Virtubio, если бы не одно «но». Авторы симуляции заботятся о её валидности. Даже технический отчёт есть. В котором по-честному описаны проблемы с надёжностью у таких симуляций и предложены альтернативы ей.

Virtubio подойдёт для оценки базовых менеджерских скиллов специалистов и линейных менеджеров. Ограничение симуляции – её «коробочность». Она оценивает определённый набор компетенций, который не поддаётся кастомизации.

И вы даже можете сыграть в демку Virtubio.
5. Traitify
Тесты с изображениями вместо утверждений
Есть продукты, которые меняют что-то несущественное в текущих технологиях – и уже за счёт этого собирают кассу. Traitify – один из таких продуктов.

По движку Traitify – это личностный опросник. Участнику предъявляется на экране шкала (к примеру, «Ориентация на результат» или «Доброжелательность»), и он соглашается или нет с этой шкалой. Только одно нововведение: вместе с текстовым утверждением Traitify просит участника оценить изображение. Каждое изображение на статистическом уровне связано с определённой личностной чертой. Всего в «опроснике» около 70 изображений. На выходе – оценки по шкалам «Большой пятёрки», которые далее переводятся в психологические типы.
Пример вопроса в Traitify
Большинство известных нам кейсов применения Traitify связано с выпускниками. Иными словами, здесь опять идёт работа на applicant reactions в части фаново и мобильно, но при этом страдает очевидная валидность – важный фактор принятия оценки людьми более старшего поколения. Всё как в геймификации.

Что важно, у авторов Traitify научный бекграунд, и они валидизируют своё решение. Всем для ознакомления доступен технический отчёт, в котором, правда, нет каких-либо подробностей о критериальной валидности.
Знатоки от науки могут предположить, что Traitify – продукт имплицитной диагностики (т.е. вариация IAT). Это не так. В Traitify нет специфичного признака имплитных тестов – замера скорости реакции на стимулы.
Вы можете сами пройти Traitify – а заодно помочь коллегам с выборкой.
6. The Social Index (Бонус!)
Агрегация информации из социальных сетей
Напоследок мы рассмотрим стартап, который лишь косвенно относиться к оценке. Но он настолько интересен, что мы смогли пройти мимо. Речь снова про социальные сети.

Австралийский стартап The Social Index агрегирует информацию из социальных сетей – Facebook, Linkedin, Twitter, Instagram. Результатам становится достаточно подробный отчёт об активности участника в социальных сетях – частоте их использования, количестве друзей и подписчиков, подписках и группах.

Назначение этого сервиса – оценка репутации (читайте: популярности человека). Для социально-значимых проектов репутация может быть важным критерием.
Автор статьи
  • Юрий Шатров
    Руководитель практики развития оценочных технологий

    shatrov@ecopsy.ru