Теперь мое размышление про всё это. ИИ (в широком, маркетинговом смысле слова) — это, конечно, будущее. Будущее в том числе и в HR, и в оценке персонала. Что ИИ может делать в оценке сейчас или в перспективе 10 лет:
- Моделировать компетенции с бОльшей точностью и скоростью, чем это делают люди. Как мы это делаем сейчас в DEEP.
- Строить предиктивные профили и, например, на основе тестов напрямую предсказывать нужные события — результативность, уход, нарушение правил. В РФ это умеем делать мы в AIM, за рубежом PerceptionPredict и Success Finder. Плюс есть научные публикации.
- Анализировать и обобщать ответы в открытых комментариях — например, в опросах вовлеченности.
- Повышать точность уже привычных автоматизированных инструментов — например, опросников (см. delta.ai).
- Писать отчеты на основе проведенной оценки. ChatGPT уже сейчас можно дообучить и использовать для этой цели.
- Составлять простые пункты личностных опросников и тестов способностей.
Три года назад написал обзор про
ИИ в HR — к текущему моменту он устарел, но общее представление о теме дает.
ИИ в HR уже съедает часть рабочей загрузки человека и его развитие — вопрос только времени. Интереснее другое — в какой мере ИИ заменит оценщика? С одной стороны, выгодна очевидна — трудозатраты снижаются, точность оценки повышается. Если экстраполировать тренд, то через 30 лет машина будет выполнять существенную долю работы оценщика. ИИ сможет генерить фабулу и нарратив заданий, подыгрывать в ролевой VR-игре, анализировать поведение участника, выставлять ему оценки, писать отчет.
С другой стороны, ИИ-оценка как будто противоположна нашим ожиданиям от оценки как гуманитарной практики. ИИ вряд ли сможет описать человека «в целом» (а не как набор параметров) — а именно этого зачастую хочет заказчик. То есть не чтобы получились — пусть и максимально точные — цифры. А чтобы было какое-то интересное цельное описание человека. Желательно написанное и проинтерпретированное самим человеком (оценщиком), с которым можно еще потом обсудить результаты. Еще ИИ вряд ли сможет обосновать выставленные оценки — чем точнее эта черная коробка, тем она чернее, непонятнее и хуже поддается объяснению. Что снижает доверие к результатам и решениям после.
Но лично я уверен, что с проникновением машины в нашу жизнь изменятся и наши ожидания от оценки. Статистический подход (в противовес холистическому, «о человеке в целом») станет более привычен. Непрозрачность оценки уже не будет вызывать страх, раздражение и чувство несправедливости. Сам термин машинное обучение уже перестанет вызывать интереc, трепет и станет чем-то привычным, так как его продукты будут везде вокруг нас.
Хотя, конечно, всегда сохраняется вероятность, что человечество, как во вселенных Дюны или Вархаммера, испугается машин и откажется от автоматизации. Но пока мы все идем в сторону массового использования ИИ.