1. Непонятно, какие качества входят в EQ Часто компании сомневаются в целесообразности оценки EQ своих сотрудников, потому что не могут разобраться, какие качества в него входят. Действительно, за время существования понятия исследователи предложили много моделей EQ. Три основных: модель способностей Дж. Майера, П. Саловея и Д. Карузо, модель компетенций Д. Гоулмана (ее еще называют смешанной моделью) и модель черт К. Петридеса. В зависимости от того, что находится в фокусе внимания, – личностные черты, компетенции или способности, а также от фантазии автора модели, они измеряют разные, часто не связанные между собой качества. В опросниках и тестах, основанных на смешанной модели и модели черт, например, можно встретить адаптивность, эмпатию, оптимизм, настойчивость и так далее.
На самом деле, модель способностей является наиболее теоретически и эмпирически обоснованной. Например, она
неплохо предсказывает внешние критерии (связь с результативностью на работе – 0,2). В своей актуальной версии, которая подтверждается результатами факторного анализа, она включает Распознавание эмоций, Понимание эмоций, Управление своими эмоциями и эмоциями других людей (Joseph, D. L., & Newman, D. A. (2010).
2. IQ лучше предсказывает эффективность, поэтому нет смысла измерять EQ (и наоборот) Еще со времен хрестоматийного
мета-анализа Шмидта и Хантера было признано, что когнитивные способности (General Mental Ability или GMA) лучше всего прогнозируют результативность на работе. Первым мысль о наличии «секретного» ингредиента успеха, превосходящего IQ, высказал популяризатор EQ Дэниел Гоулман. Несмотря на то, что многие критиковали его за голословность, идея о том, что EQ – это все, что нужно для успеха на работе, быстро стала популярной и породила мифы о противоречии IQ и EQ.
На самом деле, когнитивные способности по-прежнему остаются самым весомым предиктором результативности на рабочем месте. Однако, EQ обладает преимуществом при оценке специалистов, которым приходится много взаимодействовать с людьми. Если кроме теста на когнитивные способности, использовать оценку EQ,
прогноз результативности возрастает почти на 20%.
3. EQ невозможно развить Миф возник из-за того, что по аналогии с IQ, EQ считается врожденным и слабо развиваемым качеством, на которое в большей степени влияет наследственность и физиологические особенности мозга.
На самом деле, EQ зависит от социальных навыков и практик эмоциональной регуляции, усваиваемых в процессе социализации. Если уделить этому время и приложить усилия, можно научиться больше внимания уделять эмоциям и реагировать по-другому. Исследования показывают, что обучение навыкам понимания и управления своими эмоциями имеет значительное положительное
влияние на эмоциональный интеллект (от 0,34 до 0,63 в зависимости от метода замера эффекта от тренинга).
Кстати, мы разработали
новый опросник REACT, который помогает оценить уровень EQ сотрудников в разнообразных задачах: от тестирования на входе до оценки топ-менеджеров. В результате оценки формируются
отчеты с общим уровнем EQ и его составляющих, типичными проявлениями этих качеств в работе и рекомендациями по развитию западающих черт.