Что такое корпоративная культура и почему она важна? Тема корпоративной культуры — одна из центральных в управлении персоналом. Мы видим три причины, которые делают эту тему актуальной для российских компаний сегодня.
Преимущество в конкуренции за кандидатов. Российский рынок труда сжимается. Количество кандидатов относительно количества вакансий падает с весны 2022 года. Компании сильнее конкурируют за кандидатов и, учитывая внешние и демографические факторы, в будущем будут конкурировать только сильнее. Корпоративная культура — дополнительный инструмент привлечения кандидатов, способ защитить компанию от кадрового голода.
Резерв для повышения эффективности бизнеса. Исследований ещё с 1980-х показывают устойчивую связь между корпоративной культурой и показателями эффективности бизнеса – возвратом на активы, темпами роста выручки, и др.¹. В условиях российской экономики любой дополнительный фактор повышения эффективности важен, и корпоративная культура — не исключение.
Необходимость адаптироваться и меняться. Процесс изменений в любой организации болезнен, а сами изменения не всегда внедряются успешно. Исследование McKinsey&Company 2014 года² показало, что успешность внедрения изменений повышается в 10 раз, если компания определила, как ей поменять образ мысли и поведения людей вместе с изменением процессов, т.е. свою культуру. Сегодняшние вызовы показывают, что способность быстро — значимый фактор выживания.
Для «ЭКОПСИ» корпоративная культуры — это поведение людей, которое считается в компании нормальным и правильным. Культура компании является ее способом адаптации к среде, системе управления, личным характеристикам владельцев и т. д. Поведение людей в компании — такой же механизм адаптации во внутренней среде. Например, если в компании действует жёсткая система наказаний за ошибки, сотрудники дважды подумают, прежде чем взять на себя повышенные обязательства самостоятельно.
Как проходило исследование
Компания «ЭКОПСИ» разработала
подход DEEP (Data Enabled Employee Profile) для определения ценностей и культуры в компании. Основа подхода — данные о поведении людей. Каждый руководитель в компании проходит опрос, в котором он сначала выбирает наиболее эффективных сотрудников в своей команде, а потом описывает поведение каждого из них на работе. Такие данные позволяют с наибольшей точностью определить, какое поведение отличает лучших сотрудников. Такой вывод реалистичен — это не мнения руководителей о том, что они считают важным, а оценка реальных людей, с которыми они работают.
За последние 5 лет мы накопили такие детальные данные по 200 000 сотрудников из 70 разных компаний в России и СНГ. В этих данных представлены разные сектора экономики, от тяжёлой промышленности до IT, и сотрудники всех уровней, от начинающих специалистов до топ-менеджмента.
Ключевые ценности и особенности культуры российских компаний Результаты нашего исследования показывают, что в российских компаниях есть типичная корпоративная культура и набор ценностей, прослеживаемый независимо от сферы деятельности и размера организации. Его можно описать пятью тезисами:
- В первую очередь ценятся самостоятельные, но лояльные сотрудники.
- Ключевой дефицит в поведении сотрудников — стремление к развитию и изменениям.
- Индивидуализм считается более эффективным, но кооперация более распространена.
- Руководителей ценят за личную эффективность, а не навыки управления.
- Отбор подходящим по ценностям людей не работает в российских компаниях.
Мы анализируем ценности по двум параметрам. Распространенность — доля сотрудников, проявляющих эту ценность в своем поведении. Эффективность — доля эффективных сотрудников с этой ценностью за минусом доля неэффективных сотрудников с этой ценностью.