Что такое субличности? Это клиническое заболевание или же нет?

Термин «субличность» начал появляться в поле обсуждений совсем недавно, но на самом деле он уже давно существует в психологических теориях, описывающих структуру психики.

Например, предложенные Э. Берном Родитель, Взрослый, Ребенок; З. Фрейдом — Эго, Супер-Эго и Ид; а может, кому-то известны и архетипы К. Юнга. Все они относятся к субличностям: первые — к социальным, вторые — к внутренним, а юнговские — к коллективным (т.е. к существующим на уровне коллективного бессознательного у всех людей).
Разработчик тестов в
Digital Assessment ЭКОПСИ
Максим Луцик
Несмотря на это, разговор о субличностях сразу рисует в голове образ человека, внутри которого живут еще несколько личностей — отдельных людей со своим собственным сознанием, мотивами и потребностями. Как пример, недавно вышедший сериал «Переполненная комната», где внутри юноши существовали еще несколько человек разного возраста и пола.

Так что из этого правда? Является ли наличие субличностей клиническим заболеванием, или они есть у каждого из нас? Почему и зачем они существуют?


Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберемся, что же такое субличности и откуда они берутся.

Субличность в какой-то мере является синтезом наших личностных особенностей, привычек, моделей поведения. Все это объединяется вокруг внутренней потребности, мотива или деятельности. Нередко можно заметить, что человек ведет себя по-разному на работе, дома или в разных компаниях друзей. Так, дома и на работе меняются мотивы и сам вид деятельности, а при общении с разными компаниями может меняться мотив общения. Можно сказать, что мы привлекаем субличности для различных ситуаций. Причем (в идеальном случае) для тех ситуаций, для которых эти субличности «подходят» лучше всего.

Механизм появления субличностей как раз связан с этим: изначально мы не знаем, как вести себя в новой ситуации, и пытаемся действовать по каким-то ориентирам. Подражаем другим людям, образам из фильмов или можем действовать так, как это описывается в учебниках и руководствах. Тем самым мы усваиваем стереотипы поведения, вырабатываем какие-то качества. Если это ведет к тому, что деятельность начинает выполняться эффективнее (или появляется субъективное ощущение, что так легче или правильнее), то такая модель поведения закрепляется. А чем чаще мы ей пользуемся, тем большей индивидуальностью она обрастает — и становится уже не просто набором поведенческих характеристик, а субличностью.

Представим, что вы не так давно закончили вуз и стали преподавателем. Практики было не так много, поэтому вы еще не знаете, как именно стоит себя вести. Но у вас есть опыт в роли ученика, и, частично сознательно, частично неосознанно, вы будете копировать поведение знакомых вам учителей и преподавателей. Постепенно, под влиянием ваших личностных особенностей и особенностей группы, с которой вы работаете, формируется субличность — «либеральный учитель» (допустим). Прилагательное «либеральный» как раз отражает индивидуальность субличности, добавочное значение к тому, что вы взяли от других людей. Это главное отличие субличности от роли — небольшое прилагательное и глубокий личностный смысл, который мы вкладываем в нее.

Т.е. субличность = роль + личностный смысл и наши черты, привносимые в нее.

Суммируя сказанное, можно выделить примерный алгоритм развития субличности:
1) Новая ситуация провоцирует поиск подходящего к ней поведения

2) Мы вырабатываем новое поведение на основе каких-либо ориентиров

3) Если это оказывается подходящим, то

4) Мы чаще пользуемся этим поведением, и оно присваивается, приобретая большую индивидуальность.

Все это — нормально и присуще каждому человеку. Почему же в голове все равно рисуется образ человека с отдельными Я? Для начала важно определить, что субличность — это проявление множественности нашего Я. Отражение того, что человек — это часть общества, и внутри него так же существует «общество» субличностей. Множественность Я — не следствие какой-либо болезни или особенностей психических состояний, она изначально является природой нашего Я.

Совсем другое дело с феноменом множественной личности. Как можно заметить, здесь фокус с Я смещается на личность. Этот феномен возникает, когда какая-то часть Я (субличность) оказывается полностью отделена от остальных субличностей. Это может произойти вследствие травматических событий: с целью избежать травмирующих воспоминаний человек «избавляется» от части своего Я — это называется диссоциацией. Но Я не может уйти безвозвратно, поэтому возникают «переключения»: когда вместо одной личности, с которой мы только что общались, перед нами предстает совсем другая, которая даже не помнит, что только что происходило.

Таким образом, существование субличностей и их внутренний «диалог» — это не просто норма, а сама форма существования нашего Я. Но именно диссоциация, автономность субличности — это клиническое проявление множественности Я, которое относится уже к понятию множественной личности.

А чем могут быть полезны субличности?

Субличности помогают нам эффективно действовать в ситуациях, для которых они лучше всего «подходят». Здесь интересно посмотреть на эксперимент, где участникам задавали общие вопросы на эрудицию, актуализируя разные образы их Я (субличности). Когда актуализировалась субличность «максимально-эффективного Я» в роли задающего вопросы лица или в образе советчика, то у участников значимо увеличивалась их личная уверенность в правильности ответов на вопросы [5]. Простыми словами, когда мы обращаемся к определенной субличности в подходящей ситуации, то можем чувствовать себя увереннее и эффективнее.

Изучая свои субличности, мы глубже и точнее познаем себя. Знакомимся с тем «внутренним обществом», которое сформировалось у нас в течение жизни. Благодаря этому мы можем понять, каких субличностей не хватает (а расширение их репертуара — одна из важнейших задач в диалогической психотерапии). Первый шаг к знакомству со своими субличностями поможет сделать Logos. С его помощью вы сможете узнать больше о своих субличностях и их особенностях.
          Авторы
          • Максим Луцик
            Разработчик тестов в
            Digital Assessment ЭКОПСИ