Когда контрпродуктивное поведение становится продуктивным?

Вопрос кажется нонсенсом, но если в двух словах, то ответ на него есть. Не всегда можно однозначно оценить характер тех или иных действий сотрудника. Мы должны понимать, что их оценка может зависеть от точки зрения (здесь вспомним известную поговорку про русского и немца). В соответствии с известным определением, контрпродуктивное поведение (КППР) на работе — намеренное поведение сотрудника, которое может нанести вред организации, ее сотрудникам, или обоим. Ранее мы упоминали о некоторых его формах, но их, конечно же, больше.
Продакт-менеджер инструментов оценки благонадежности и рисков небезопасного поведения
Николай Головин
Во многих теориях КППР используется модель стрессор-эмоция, в которой субъективное восприятие события сотрудником ведет к негативному эмоциональному опыту, а он в свою очередь мотивирует на КППР. Однако может ли такое поведение приносить какую-то пользу?

Для начала вернемся к стрессорам. На работе такими факторами могут быть, например, давление на работе, межличностный или ролевой конфликт, неопределенность, ощущение несправедливости, и т.д. Наличие стрессоров может привести к эмоциональным, физическим, поведенческим и когнитивным симптомам. К эмоциональным можно отнести раздражительность, беспокойство, депрессию, ощущение напряжения, приступы гнева, потерю уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженную самооценку и многие другие. В особенности стоит отметить, что наличие стрессоров ведет и к растущему эмоциональному истощению сотрудника, которое является одним из ключевых компонентов выгорания.

Что же делать сотруднику, если он сталкивается на работе со стресс-факторами и у него нет возможности устранить причину их возникновения? Очевидно, нужно как-то справляться с их последствиями. И он делает это с помощью механизмов копинга (преодоления, совладания, переживания) — действий по сохранению эмоциональных, когнитивных или физических ресурсов, предпринимаемых либо в отношении стрессора (проблемно-ориентированный), либо вызываемых им негативных эмоций (эмоциональный). С точки зрения эмоционального копинга выделяют, например, выплеск эмоций, поиск социальной поддержки, позитивное переосмысление событий, попытки отвлечься с помощью участия в других видах деятельности, увеличение употребления алкоголя.

С точки зрения организации, часть действий эмоционального копинга точно являются КППР. Например, отвлечься от скучной и объемной рабочей задачи на общение с коллегами на интересные и приятные темы, даже если дедлайн уже близко. Или высказать неприятному коллеге все, что сотрудник думает о его поведении.

Однако с точки зрения самого сотрудника — это способ снизить негативное влияние стрессора на него в ситуации, когда нет возможности контролировать само его наличие. Но ведь это ведет к увеличению продуктивности сотрудника. А значит – это полезно для организации.

Вот такой парадокс.

Как итог — оценка продуктивности некоторых действий сотрудника зависит от того, с какой перспективы на них смотреть. Такая оценка не всегда предопределена самим действием, ведь жизнь в инструкцию не пропишешь. Поэтому и существует понятие смягчающих обстоятельств.

Однако, знание — сила, и, если ваша организация испытывает потребность в том, чтобы оценить склонность сотрудников или кандидатов к КППР – приходите к нам на апробацию Integrity Profile. Этот инструмент позволит заранее предусмотреть механизмы управления сотрудником, которые позволят снизить риск КППР.
Авторы
  • Николай Головин
    Продакт-менеджер инструментов оценки благонадежности и рисков небезопасного поведения