Soft skills в IT

Что развивать, чтобы получить уникальное преимущество
в работе и карьере
Soft skills, они же «мягкие навыки», они же личностные компетенции, или просто софты — это обратная сторона hard skills, прикладных знаний и навыков для работы в заданной области. Если человек хорошо пишет код сам — у него точно развиты hard skills; если люди в его команде хорошо пишут код — у него развиты в первую очередь soft skills.

Павел Дегтярев
Директор по развитию продуктов

degtyariov@ecopsy.ru
Для простоты я делю софтовые компетенции на 4 группы —построение отношений, сбор информации и принятие решений, рабочие принципы и установки, управление работой других. Как пример для IT-индустрии — «построение отношений» для разработчика это работа с ожиданиями бизнес-заказчика, а «сбор информации и принятие решений» это умение думать критически и проверять доступную информацию на достоверность.

По данным глобального исследования Hays, «мягкие» компетенции для большинства работодателей в IT и технологических компаниях также или более важны, чем профессиональные компетенции. Развивать soft skills необходимо, чтобы стабильно продвигать свою карьеру в IT. Но также они дают уникальное преимущество в личной эффективности, которое нельзя получить, развивая только hard skills.

Делимся интересными научными исследованиями и находками по теме.

Компетентность в софтах даёт гибкость и готовность к разным вызовам
Авторы сравнили две группы IT-специалистов — относительно опытных профессионалов (средний стаж — 3.9 лет) и новичков на первой работе (средний стаж — 2.5 месяцев). Обе группы получили набор заданий в виде кейсов, связанных с разными софтами, и предложили свои решения в письменном виде, как эссе. Ответы оценила панель из 5 экспертов. Результаты показали, что ответы опытных профессионалов не всегда принципиально лучше, но всегда разнообразнее. Новички, как правило, видят только одно правильное решение. Опытные профессионалы предлагают варианты развития отношений с заказчиком, обсуждения задач с другой вовлеченной командой, или построения планирования и контроля работы в команде. У них широкий репертуар взаимодействия с разными проблемами и ситуациями, а значит они уже сейчас готовы справляться с более широким спектром проблем.
Joseph D., Ang S., Chang R.H. L., Slaughter S.A.. 2010. Practical intelligence in IT: assessing soft skills of IT professionals.

Софты и дополняют, и компенсируют харды
Авторы опросили группу разработчиков программного обеспечения из нескольких компаний о том, какие черты делают их коллег более эффективными. На выбор было 3 категории навыков — technical skills (например, уровень владения конкретными языками программирования), soft skills (например, навыки взаимодействия в команде) и категория business skills, в которую авторы заложили понимание специфики бизнеса и процессов компании и рынка, на котором она работает. Результаты показывают 2 тенденции. Во-первых, разработчик воспринимается как более эффективный только если у него есть комбинация развитых хардов и софтов; развиваться в одном направлении недостаточно. Во-вторых, разработчик воспринимается как более эффективный, если у него больше любых навыков в целом. Получается, разработчики с большим набором развитых софтов могут быть эффективными в своей работе, даже если хардам они уделяли меньше внимания в своём развитии.
Bailey, J. and Mitchell, R. B. (2006) Industry perceptions of the competencies needed by computer programmers: technical, business, and soft skills.

Команды с развитыми софтами чаще приводят проекты к успешному завершению
Авторы проанализировали судьбу более 250 проектов из разных индустрий, включая IT. Они оценивали, как связаны навыки команды — и софты, и харды — с результатами проектов. Результаты оценили по документации компании, опираясь в первую очередь на выполнение исходных сроков и бюджета каждого проекта. Результаты показывают, что развитые софты команды увеличивают шанс на успех проекта на 10.7%. Другими словами, в командах, которые умеют строить отношения со стейкхолдерами проекта или опираются в оценке рисков не только на метрики, но и на получение информации от людей, чаще выполняют проекты в срок и без превышения расходов. Это значительный эффект — авторы ссылаются на глобальный бенчмарк, по которому успешными можно считать в среднем 34% проектов. И, конечно, в этом исследовании тоже нашли взаимодополняющий эффект — команды с развитыми софтами чаще показывают и более развитые харды. Тут предполагаемая связь сложнее: команды, которые лучше умеют планировать и строить отношения, лучше осваивают и увереннее применяют конкретные технические навыки, а те, в свою очередь, повышают их шанс на успех в комплексных проектах.
Carvalho M.M. and Rabechini R.J. (2015) Impact of risk management on project performance: the importance of soft skills

Итого, исследования показывают, что вложение в развитие soft skills IT-специалистов даёт уникальные преимущества, которые нельзя получить только за счёт технических навыков:
  • Софты помогают быть более гибким и видеть больше подходов к решению одной проблемы
  • Софты не менее нужны, чем харды, чтобы работать эффективно, и даже могут до какой-то степени компенсировать дефицит чисто технических навыков
  • Софты необходимы для успешного завершения проектов, для выполнения требований по срокам и бюджету умение общаться помогает не меньше, чем техническая грамотность
        Есть много разных подходов к оценке и развитию софтов IT-специалистов. На вебинаре 13.03 расскажем, какие подходы лучше использовать для разных задач и на каких компетенциях фокусировать сотрудников и лидеров разного уровня.
              Авторы
              • Павел Дегтярев
                Директор по развитию продуктов