Как руководители делают сотрудников несчастными

Недавно известный корпоративный университет провёл исследование «Счастье на работе», чтобы выяснить, что влияет на счастье сотрудников. В нем отмечается, что счастье сотрудников позитивно влияет на их продуктивность. При этом подавляющее число респондентов указали, что для них важны составляющие счастья, непосредственно зависящие от руководителя: ощущение полезности своей работы, понимание ее смысла и уважительное отношение с его стороны. На вопрос же о том, что может разрушить счастье на работе, в ответах доминируют упоминания неуважительного отношения со стороны руководства, грубое обращение, обесценивание результатов и заслуг сотрудников¹.
Продакт-оунер инструментов оценки благонадежности Integrity Profile и рисков небезопасного поведения Risk Profile, руководитель проектов.
Николай Головин
Ранее я упоминал про влияние рабочей среды, в том числе и руководителя, на контрпродуктивное поведение подчиненных. В частности, про его роль в транслировании политики организации в отношении сотрудников, формировании ощущения справедливого отношения или его отсутствия. Однако, есть еще другой важный момент, на котором стоит остановиться отдельно. В организационной психологии он называется abusive supervision (давящее, оскорбительное руководство) — восприятие подчиненными того, что в отношении них в поведении руководителя проявляется устойчивая вербальная и невербальная агрессия или враждебность, исключая физическую². Такое поведение включает в себя большое количество проявлений. Для нашего опросника благонадежности Integrity Profile мы выбрали наиболее ярко и часто демонстрируемую их часть, сформулировав определение шкалы как «убежденность сотрудника в том, что руководство демонстрирует неуважительное отношение к нему, проявляющееся в виде неконструктивной критики, обвинений, оскорблений и угроз». Стоит обратить внимание на то, что оба определения включают в себя субъективное восприятие сотрудника. Другими словами, давление руководства может в зависимости от контекста интерпретироваться разными людьми по-разному. Кстати, в 2006г посчитали экономические потери от такого поведения руководителей в США – 23,8 млрд. $ в год³. За счет чего такие цифры? Для сотрудников последствиями такого разрушительного руководства являются эмоциональное истощение, отстраненность сотрудников, абсентеизм, снижение продуктивности, вовлеченности и преданности организации, желание ее покинуть, желание отмстить, рост вероятности саботажа, воровства, и т.д. Часть из этих следствий сами по себе являются формами контрпродуктивного поведения на работе, другие — его предпосылками. Т.е., деструктивное руководство имеет прямым следствием контрпродуктивное поведение сотрудников, особенно если носит постоянный характер⁴. Предпосылки к нему исследователи ищут в разных чертах личности, довольно часто среди них можно увидеть Темную триаду – макиавеллизм, нарциссизм, и психопатию. Однако, интересным так же является и подход, в котором оцениваются такие личностные особенности, как деструкторы (они же дерейлеры). Кстати, в недавнем исследовании⁵ были исследованы результаты топ-менеджеров по двум инструментам известных провайдеров, опроснику дерейлеров и опроснику благонадежности, и между ними было найдено немало взаимосвязей. Это не удивительно, ведь: а) деструкторы сами по себе могут являться формами контрпродуктивного поведения, например – грубость, б) опросники благонадежности создаются для оценки склонности к контрпродуктивному поведению на работе. Другое дело, что подходят такие инструменты для разных целевых аудиторий и задач, а их совместное применение выглядит излишним и имеет сомнительную экономическую эффективность. Например, мы в ЭКОПСИ рекомендуем:
  • Опросник деструкторов DPI. Он может служить инструментом развития и для наибольшего результата требует квалифицированной обратной связи, что нередко доступно только в отношении менеджеров (кандидатов и сотрудников). Применим вплоть до уровня топ-менеджера.
  • Опросник благонадежности Integrity Profile. Подходит для оценки кандидатов и сотрудников от рядового до уровня линейного менеджера. Нацелен на оценку склонности к контрпродуктивному поведению на работе в мягких и жестких формах.

Что ж, если вернуться к первому абзацу и взаимосвязи отношения руководителя и субъективного ощущения счастья на работе, нет ничего удивительного, что уважаемые коллеги получили такие результаты. Во всяком случае — относительно «несчастности»).

  1. Счастливы вместе? Что создаёт и что разрушает счастье на работе. Отчёт об исследовании. 2024 (АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»)
  2. Tepper, B. J. (2000), Consequences of abusive supervision
  3. Tepper, B. J., Duffy, M. K., Henle, C. A., & Lambert, L. S. 2006. Procedural injustice, victim precipitation, and abusive supervision.
  4. Muhammad Rizwan Sabir, Muhammad Bilal Majid, Muhammad Zia Aslam, Abdul Rehman & Sumaira Rehman (2024) Understanding the linkage between abusive supervision and counterproductive work behavior: the role played by resilience and psychological contract breach
  5. Koortzen, P., & Oosthuizen, R.M. (2019). Integrity and derailment of senior leaders in the Southern African context
        Авторы
        • Николай Головин
          Продакт-оунер инструментов оценки благонадежности Integrity Profile и рисков небезопасного поведения Risk Profile, руководитель проектов.