Ошибки при проведении опроса 360°

Продолжаем рассказывать о том, как приблизить опрос 360° к идеалу! (Дать участникам максимально полезную для развития информацию и сформировать в компании культуру обратной связи)

Перечислю самые страшные ошибки при проведении опроса 360°. Просто избегайте этих ошибок и Вы очень сильно приблизитесь к идеалу! ;)

Директор по консалтингу
Алексей Хинкис
Список ошибок:
  1. Использование обратной связи 360° в качестве оценки сотрудника
  2. Неопределённые цели обратной связи 360°
  3. Нерелевантные для аудитории критерии опроса 360°
  4. Нерелевантный для текущего уровня культуры обратной связи формат опросника 360°
  5. Отсутствие поддержки руководством процесса предоставления обратной связи 360°
  6. Неправильный список респондентов 360°
  7. Предоставление обратных связей руководителями и HR, не обладающими соответствующими навыками
  8. Отсутствие сформулированных и запланированных дальнейших этапов процесса (после проведения опроса 360°)

Ошибка 1: Использование обратной связи 360° в качестве оценки сотрудника.

Рекомендация:
В первую очередь 360° — это обратная связь для повышения эффективности обучения и развития.
Не рекомендуется использовать только результаты обратной связи 360° градусов для:
  • оценки потенциала сотрудника;
  • принятия кадровых решений (увольнение, кадровый резерв, продвижение);
  • определения размера вознаграждения.

Что делать, если ошибка уже совершена?
  • Дистанцировать следующие проекты 360° от некорректно проведенных: назвать их иначе, описать их цели и задачи
  • Провести несколько пилотных опросов в новом формате, собрать об этих проектах обратную связь от участников, показать этот пример сотрудникам.
    Ошибка 2: Неопределённые цели обратной связи 360°.

    Рекомендация:
    Цели обратной связи:
    • Коррекция поведения, чтобы сотрудник в следующий раз в схожей ситуации действовал по-другому
    • Поддержка и поощрение результативных действий, чтобы в будущем сотрудник действовал так же успешно
    • Мотивация сотрудника предвидеть результаты своих действий
    • Мотивация сотрудника анализировать связь своего поведения и стоящих перед ним целей
    • Развитие сотрудника

    Что делать, если ошибка уже совершена?

    • Срочно провести коммуникационную кампанию
    • Показать на конкретных примерах корректную работу обратной связи 360°
      Ошибка 3: Нерелевантные для аудитории критерии опроса 360°.

      Рекомендация:
      Хорошие критерии:
      • Содержат качества, отличающие лучших сотрудников от средних и неуспешных
      • Позволяют получить комплексную обратную связь, рассмотреть все значимые для сотрудника области поведения
      • Достаточно лаконично и конкретно описывают поведение сотрудника.
      • Понятны участникам и просты для восприятия

      Что делать, если ошибка уже совершена?

      Если опрос уже идёт, или отчеты уже сформированы:
      • Сгруппировать критерии в более лаконично сформулированные индикаторы
      • Добавить к отчетам экспертные резюме
        Ошибка 4: Нерелевантный для текущего уровня культуры обратной связи формат опросника 360°.

        Рекомендация:
        Формат заполнения опросников должен быть отвечать целям опроса:
        • Быть понятен респондентам
        • Защищать от избыточной социальной желательности
        • Давать возможность дать развернутую обратную связь.
        Чем выше культура обратной связи в подразделении, тем больше гибкости в формате обратной связи можно себе позволить.

        Что делать, если ошибка уже совершена?

        • Провести дополнительную коммуникацию: объяснить респондентам, как использовать формат опроса, привести примеры
        • Провести нелинейный анализ результатов для исключения излишне социально-желательных ответов (цифровых и текстовых)
        • Если опрос планируются еще опросы — провести пилот нового инструментария и использовать новый формат для следующих опросов.
          Ошибка 5: Отсутствие поддержки руководством процесса предоставления обратной связи 360°.

          Рекомендация:
          До старта опроса все участники должны получить ответы на вопросы (желательно – от вышестоящего руководителя):
          • Для чего проводится ОС 360°?
          • Как будут использоваться результаты?
          • Кто увидит персональные отчеты?
          • Как будет обеспечиваться анонимность?

          Что делать, если ошибка уже совершена?

          • По возможности провести дополнительную коммуникационную сессию с привлечением руководства
          • Попросить руководителя написать письмо участникам (и заодно напомнить сотрудникам о необходимости заполнить опросники)
            Ошибка 6: Неправильный список респондентов 360°.
            Включает сотрудников без опыта взаимодействия с участниками, содержит избыточное количество опросников для респондентов, содержит избыточное количество некритично настроенных респондентов)

            Рекомендация:
            У респондентов должен быть опыт рабочего взаимодействия с оцениваемыми. Если в списках у сотрудника будет много незнакомых людей, это может вызвать недоверие к процедуре опроса.

            На каждого респондента должно приходиться не более 10-15 опросников.

            Для упрощения и ускорения процесса можно использовать
            следующие подходы:

            • Автоматически сформировать списки из структуры компании и задавать критерии по количеству респондентов в каждой категории
            • Дать возможность сотрудникам самостоятельно выбрать оцениваемых/респондентов (на основе базовых списков)
            • Дать возможность руководителям утвердить списки по своим подчиненным
            • Дать возможность кураторам управлять списками по оцениваемым в своей зоне ответственности

            Что делать, если ошибка уже совершена?
            • Дать участникам возможность корректировать списки респондентов
            • Дать респондентам корректировать списки участников
            • Дать руководителям доступ к спискам по их подчиненным и возможность их корректировки
            • Добавить контакт техподдержки для оперативной корректировки списков (в случае необходимости)
              Ошибка 7: Предоставление обратных связей руководителями и HR, не обладающими соответствующими навыками.

              Рекомендация:
              Для того чтобы участники получили наиболее полезную обратную связь нужно:
              • Коммуницировать принципы работы с отчетом 360° и предоставления обратной связи 360° (в формате вебинара, например)
              • Провести обучение HR и руководителей базовым принципам работы с отчетами 360° и предоставления ОС 360°
              • Привлечь внешних консультантов для предоставления сложных ОС 360° (сложные участники, сложные случаи ОС, высокопоставленные руководители).

              Что делать, если ошибка уже совершена?

              • Бывает, что полезно провести повторную обратную связь. В таком случае важно привлечь опытного консультанта/ HR
              • Провести дополнительное обсуждение отчета «на троих» — участник, HR или консультант, руководитель
                Ошибка 8: Отсутствие сформулированных и запланированных дальнейших этапов процесса (после проведения опроса 360°).

                Рекомендация:
                Важно еще до старта опроса 360° запланировать этапы работы
                с результатами:
                • Своевременное предоставление обратной связи 360° после проведения опроса
                • Формы рефлексии после проведения обратных связей
                • Планирование обучение по результатам анализа сводных отчетов 360°
                • Формирование ИПР для сотрудников на основе форм рефлексии 360°
                • Проведение групповых обратных связей 360° для управленческих команд (важна готовность участников к такому формату)

                Что делать, если ошибка уже совершена?

                • Продумать и описать дальнейшие шаги процесса
                • Организовать проведение ОС и работу с результатами (лучше поздно, чем никогда!)
                  Авторы
                  • Алексей Хинкис
                    Директор по консалтингу