4 школы оценки персонала

Со временем понял, что оценку персонала можно разделить на 4 школы. Причем школы именно идейные — предлагающий разный взгляд на то, что такое человек, что мы должны прогнозировать и какие инструменты мы должны использовать. Не у всех есть однозначные создатели, но учителей и ярых сторонников — много. Школы названы по тому, откуда они черпают свои основные знания, поэтому названия получились достаточно разноплановыми.
Руководитель практики Digital Assessment ЭКОПСИ
Юрий Шатров
Бихевиоризм — доминирующая сейчас школа в оценке. В её основе допущение о последовательности поведения человека (behavioral consistency) — что человек относительно постоянен в своем поведении, а значит прошлое поведение — это лучший предиктор будущего поведения. Школа развилась благодаря внедрению компетентностного подхода в HR и менеджмент и далее — систем оценки эффективности. Но даже если оценщик не использует термин «компетенция» в своей работе, он может оценивать людей по их опыту и прошлым достижениям — и поэтому являться бихевиористом. Бихевиоризм превалирует ещё потому, что прост во внедрении. Менеджеры очень верят тезису, что мы ждем от сотрудников необходимого поведения, а значит, нужно измерять именно поведение. Собственно, механизация процессов оценки и развития человека, сведение его к набору внешне наблюдаемых операций — и есть «темная сторона» бихевиористкого подхода.

Современный представитель школы, ещё более усиливающий бихевиористкую направленность — task-based подход. Он говорит о том, что нужно оценивать и прогнозировать только эффективность в решении конкретных задач. А компетенции уже — слишком нагруженное понятие, включающее в себя и ещё какие-то внутренние конструкты человека. Также эти задачи могут объединяться в некоторые смысловые сущности — роли (role-based подход), которые человек выполняет в своей работе.

Психометрика — школа, в последние 40 лет уступившая место бихевиоризму. В основе допущение о латентных конструктах (latent variables) — наличии в человеке качеств, которые не могут быть напрямую измерены, но которые влияют на его поведение. Причем эти качества не могут быть измерены достаточно точно человеком, потому что при попытке «заглянуть внутрь» другого человека мы слишком много домысливаем и добавляем от себя. Поэтому основной инструмент — уже не человек, а тесты и опросники. Школа развивалась благодаря развитию психологии личности (её эмпирической части), открывшей Большую пятерку и другие модели личности, а также математического аппарата в психологии. Её представители верят в возможность и необходимость структурирования внутреннего мира человека. Но в своих темных проявлениях психометрики заигрываются с конструктами — словами, которые оценивают, начинают верить в их реальное существование.

Эта школа в наибольших контрах как раз в бихеоризмом — как минимум пытается инкорпорировать в него свои методы и идеи. Например, «сводите экспертные оценки не в обсуждениях, а автоматически», «проверяйте экспертные оценки на факторную валидность». Бихевиоризм же сопротивляется, и словами Jackson'а (одного из создателей task-based подхода) утверждает, что «не нужно применять психометрические требования к экспертной оценке — это разные типы данных».

Клиническая психология и психотерапия. Как и психометрика верит в наличие латентность конструктов. Но действует на основе допущения о целостном восприятии (holistic judgement) — человека нельзя сводить к ограниченному и атомизированному набору качеств, его нужно оценивать целостно, учитывая его уникальную жизненную историю. Исторически возникла именно в клинической психологии, но вскоре стала применяться в организациях в оценке топ-менеджеров. Сейчас использует открытия психоанализа и психологии личности (не эмпирической, а «идеалистической» части), а также ряда терапевтических направлений — гештальт-терапии, КБТ, экзистенциальной терапии. Бихевиоризм воспринимает как слишком большое упрощение — что без «внутреннего» невозможно спрогнозировать внешнее.

Также эта школа в отличие от психометрики верит, что внутренний мир человека доступен взгляду опытного оценщика. Опытного — ключевое слово: если психометрики меряются конструктной валидностью и надежностью, бихевиористы — критериальной валидностью, то клинические психологи своим опытом, разнообразием и уровнем оцененных людей.

Поскольку эта школа предполагает достаточно глубокий контакт с оцениваемым, за оценкой часто следует индивидуальная работа (например, в формате коучинга).

В целом школа немногочисленна и стоит особняков среди остальных. Другие школы её уважают за счет притязаний на измерение глубин человеческой души. «Темная сторона» данной школы — в периодическом магизме экспертного взгляда и в отсутствии эмпирической проверки его точности.

Анализ данных. Относительно новая школа, многое взявшая из психометрики, но добавившая в неё конкретность бихевиоризма. В основе допущение, что с помощью достаточного количества данных и продвинутых методов анализа можно прогнозировать практически что угодно. В том числе поведение человека или какие-то результаты его поведения — уход из компании, нарушение правил, эффективность в работе. В качестве данных для прогноза может брать что угодно — структурные особенности лица человека, особенности почерка, ответы на вопросы тестов, данные социальных сетей.

Активно эта школа ни с кем не дискутирует, т.к. её представители часто находятся вне HR и оценочного дискуса. Иногда есть диалоги с психометрикой. Упрекает ту в слишком большой увлеченности конструктами, отходом от реальности и реальных бизнес-задач. Верит, что нужно максимизировать точность измерения, жертвуя конструктами и прозрачностью оценки. Это и есть «темная сторона» анализа данных — отход от содержания и доменной экспертизы: «главная выборка, а там как-нибудь спрогнозируем». Тоже своего рода магизм, но уже цифровой.

Также эта школа хочет исключить человека из процесса оценки — или, как минимум, максимально избавить его субъективности, чтобы точность прогноза поведения была максимально управляемой.

Как в любых типологиях, чистого представителя какой-либо школы можно встретить достаточно редко. И самые интересные, на мой взгляд, работы и инструменты получаются как раз на пересечении школ, когда они могут обогащать друг друга и уравнивать «темные стороны». Например, когда за data-based оценкой все-таки усматриваются конструкты. Или когда психометрика проверяется на критериальную валидность, то есть связь с реальностью. Или когда вместе с оценкой компетенций также проводится оценка конструктов. Или когда адептам компетентностного подхода становится тесно в бихевиористком понимании компетенций и они начинают наполнять их психологическим содержанием.
Автор
  • Юрий Шатров
    Руководитель практики
    Digital Assessment ЭКОПСИ